ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ОБРАЗА

Каждый автор стремится выразить в необходимых решениях свое мнение об устройстве мироздания.

Следование законам комплексного формирования средовых объектов должно сопровождаться отказом от «узнаваемости» их облика, от повтора образных стереотипов, которые привычны и желанны потребителю.

Такие решения должны носить комплексный характер. Чем больше факторов и слагаемых средового объекта будет охвачено, тем больше шансов у автора пробудить тот интерес к средовому объекту и то «удивление» от встречи с ним, которое является условием успешного общения потребителя и среды.

В основе оригинальности и неповторимости облика средового объекта лежат два подхода:

1) «Содержательная» самобытность - вытекающая из новизны дизайн-концепции, содержит в себе непривычное функциональное решение и неизвестные потребителю предметно-пространственные условия реализации этого процесса.

2) «Формальная» оригинальность, которая накладывается на содержательную концепцию, даже если в ней нет элементов новизны. «Формальная» потому что связана с формой.

Этот подход использует чисто художественные возможности. Приемы этого подхода могут использоваться и для усиления идейного или эмоционального воздействия на потребителя. При формировании «формальной» оригинальности играют роль несколько факторов:

А) Фантазия, вкусы и мастерство автора – чем больше автор знаком с предметом проектирования, чем богаче его профессиональный и культурный опыт, тем больше у него возможностей уйти от стандартных приемов формирования среды.

Б) Культура, требования и терпимость заказчика. Он может, настаивая на своем понимании образа объекта, позволить автору эксперименты в материалах, деталях отделки и в общей структуре.

В) Контекст проектирования – не столько пространственный сколько социальный. В зависимости от того, какая жизнь породила объект, он может носить черты различных культур. Средовой объект может работать как в единстве с контекстом, так и в контрасте со стилистическими особенностями соседей по средовому ансамблю (реконструкция).

 

При поиске индивидуальности средового решения необходимо составлять варианты, привлекающие в качестве изобразительных средств темы и образцы отделки, ритмической и тектонической организации, взятые из разных сфер художественной и дизайнерской культур. Решение, принятое в ходе анализа вариантов, должно пройти проверку на трех содержательных уровнях:

1) Тектоническая структура – образ действующих в объекте сил, картина их соотношений, эмоциональный образ соединения противоположностей в строении средового объекта (равновесие или динамика, напряженность связей элементов, ощущение легкости или грузности целого).

(Конструкция – соотношение действительных сил держащих здание)

В средовом объекте тектоническими свойствами обладает и конструктивно-пространственная слагаемая, и пространственная организация элементов оборудования, и комбинация их совместной работы в ходе реализации функционального процесса.

В результате уточнения сочетаний архитектурной и дизайнерской тектоник у автора может сложиться неожиданное видение художественных проблем решений средового ансамбля.

Перебор уже придуманных автором вариантов и их сравнение с теоретически возможными тектоническими схемами поможет открыть такое сочетание, которого еще не было.

2) Ассоциативный анализ – выявляющий образные источники конкретных визуальных предложений.

Восприятие средовых ансамблей базируется на способности человека соотносить впечатления (зрительные, тактильные, психологические) от наблюдаемого объекта со всем жизненным опытом восприятия, со сложившимися предпочтениями, антипатиями, и интересами, воспитанными в человеке его средой.

Этот опыт делит все впечатления на положительные (приятные, к которым хотелось бы вернуться) и отрицательные (вызывающие отторжение и неприязнь). С точки зрения дизайнера эти же впечатления могут рассматриваться как запомнившиеся, вызвавшие любопытство, выделившиеся из ряда сходных впечатлений, и пошедшие мимо не возбудив особых эмоций.

Все зрительные впечатления ассоциируются в сознании потребителя с реальными эмоциональными переживаниями и выстраиваются в системы по принципу «интересно - скучно», «приятно - отвратительно» и т.д. То есть рассматриваются как источники эмоциональной и идейно-содержательной оценки средового объекта.

До недавнего времени примерами для подражания служили природные и классические образы, прошедшие многолетнюю апробацию на глубину и выразительность содержания. В настоящее время арсенал прототипов формотворчества вырос, и отбор необходимых автору сильно усложнился.

При переборе источников формообразования к задаче – выбрать лучшее, интереснейшее и привлекающее потребителя – прибавилась проблема не испортить задуманную эмоциональную систему чуждыми ассоциациями и спроектированные закономерности образа среды случайными зрителю аналогиями.

В ходе ассоциативного анализа нужно следить за тем, на каком структурном уровне комплекса находятся раздражающие диссонансы, потому что каждый уровень может строиться по своим законам (развитие, контраст или перечисление) и неприятные ассоциации одного уровня могут перекрыться или усилиться впечатлениями от других уровней.

3) Стилистические характеристики – отражение в системе присущих или присвоенных среде образов специфических отпечатков времени, личных или коллективных отношений к социальному или архитектурному контексту.

В наше время стиль – еще одна форма завершения работы над произведением искусства через сравнение его характеристик с общими идеалами.

Стиль- фиксация в комплексе предметно-пространственных реалий признаков и особенностей наполняющего среду образа жизни.

Это определение исходит из того, что дизайн среды – проектное отражение конкретного образа жизни. Деятельность, общение, бытовые навыки, технологии, социальные и национальные предпочтения фиксируются и оформляются предметно-пространственным комплексом. Каждому слагаемому такого комплекса присуща своя сфера образных установок (технология, информационные образы, образы отношения человека или общества к жизни). Объединяет их – конкретные обстоятельства образа жизни.

Каждый отмеченный в истории культуры стиль представляет собой ярко очерченное и точно привязанное к времени явление, систему узнаваемых зрительных образов, памятник образу жизни конкретной эпохи.

Стиль складывается комплексом жизненных обстоятельств:

-интуитивной или сознательной опорой на незыблемое (гравитация, радость движения, законы природы, законы композиции);

-стремление творческой личности к переменам в быту, в характере занятий, в искусстве;

-пониманием ценности достижений в данный момент – в технике, истории, в культуре;

-критикой нежелательного в жизни, умением признавать и исправлять ошибки по мере движения к идеалу.

Нельзя сводить стиль только лишь к внешним его проявлениям.

Варианты решения задач индивидуализации среды посредством стилистического анализа:

1.Растворение новообразования в стилевом контексте, навязывание особых, не всегда свойственных ему внешних примет. Этот ход требует вживания автора в эстетическую систему воспроизводимых форм, привязки форм к внутреннему смыслу проектируемых элементов среды. Этот вариант нужен редко, например в заповедных исторических ансамблях.

2.Контраст проектируемых форм к окружению.

История человечества накопила множество образцов стиля, а нынешнее ускорение смены социальных и культурных ориентиров порождает массу новых стилистических веяний. Из-за этого арсенал контрастных по стилю сочетаний в средовых комплексах становится необозрим.

Ведущие стилевые направления:

1. Классика– обращение к идеалам и формам античности, эпохи возрождения и т.д. Чертам, обрамленным влиянием ордера как в трактовке тектонической и пропорционально-ритмической организации, так и в прорисовке деталей и орнаментов. Направление символизирует стабильность и ясность идеалов, полноту и радость жизни, умение получать удовольствие от спокойного созерцания и разумной работы. В настоящее время используется чаще всего за счет проработки пропорций, простоты и логичности объемно-пространственных схем и уравновешенности композиционных построений.

2. Готика – острое, на грани мистики переплетение конструктивных идей, использование предельных возможностей камня, безудержная фантазия в орнаментах и скульптурном убранстве. Символизировал безусловное первенство идеологии над земной материей. Сегодня используется для воплощения тех же идеалов в алогичных комбинациях объемов и пространств, в кружеве современных конструкций, почти призрачных композициях из света и стекла. Последователи готики стремятся отразить мечту человека избавиться от груза бытовых и приземленных переживаний и обычаев. Современный «наследник» готики деконструктивизм.

3.Техницизм – в 20 веке пришел на смену прикладному дизайну. В первой половине был представлен конструктивизмом и функционализмом, отрицавшими ордерные построения, заменив из машинной эстетикой принципов жизни. Во второй половине преобразовался в хайтек ориентированный на техногенные формы, на доведенную до теоретической идеи выразительность деталей.

Воплощает инженерно-технологическую и рациональную идеологию современного образа жизни. Тем не мене охотно вбирает в себя декоративные приемы других стилей, переводя их чистые сочетания инженерно-механических противопоставлений.

4. Эклектика – самый сложный по источникам слой художественных построений, заимствующий элементы и формы у любых эпох и стилей. Мало заботится о чистоте решений, полагая, что с помощью формальных приемов (искажение пропорций, уточнение масштаба, наложение единого цвета и т.п.) можно соединить несоединимого. К этому направлению относятся работы постмодерна, модерна, региональных и национальных форм. Для эклектики, где неродные элементы и структуры составляют главный массив зрительных впечатлений, особенно велика работа по их художественному применению.

Особая ветвь эклектики кич. Высокопрофессиональный как у Диснея, ремесленный (пластмассовые цветы, павильоны в виде хот-дога). Это направление лишено эстетических тормозов, служит своего рода лабораторией, экспериментирующей с любыми мотивами и идеями визуального мира, имея только один ориентир – нравиться широкому покупателю. Это направление невольно и ежечасно изобретает новые дизайнерские формы.

Кроме того существуют личные достижения отдельных авторов (Солери, Гауди, Калатрава).Они при всей остроте и привлекательности не образуют устойчивых признаков стиля. Но именно эти исключения из правил могут стать источниками тех идей, которые могут лечь в основу формирования стилей и образов жизни последующих поколений.Условно можно назватьэкспериментальное стиле образование.

В особую группу проектных исследований можно выделить региональное формообразование – от лабораторного пересмотра дизайнерских традиций японскими мастерами до обращения на экологическом уровне к эзотерическим формам тропических хижин.

Колоссальный пласт составляет т.н. «самодеятельное» средовое искусство в котором редко участвуют профессионалы. Это как правило дом плюс участок обеспеченных семей, т.е. налицо главный признак стиля - определенный образ жизни. Характерные черты – стихийность, интуитивность функционально-эстетических компоновок, приоритет декоративно - пластического над объемно-пространственным. Это не эклектика, т.к. авторы таких объектов не озабочены «техникой» формирования образа, главная цель сам образ, специфическое представление об идеале жизнеустройства.