Организационные структуры систем электронного бизнеса

Модель информационных отношений в системе электронной коммерции

Схема электронной коммерции состоит из следующих основных процессов: доступ к информации, заказ на товар или услугу, оплата счета, выполнение заказа, послепродажное обслуживание, издержки.

Исследование модели информационных отношений в динамической системе позволяет не только определить структуру основных информационных процессов, но и показать значение параметров динамической коммуникации для построения наиболее эффективной бизнес-системы.

Системы электронного бизнеса для двух основных классов: В2В и В2С имеют различные организационные решения. Фирмы используют Интернет для деловых операций иначе, чем потребители. Они точно знают, что им нужно, и они должны решить проблему снабжения в сжатые сроки и не могут тратить много времени на поиск в Интернете нужного товара. Рассмотрим каждое решение в отдельности.

Среди основных признаков систем класса В2В можно указать следующие:

· автоматический шлюз в Интернете из информационной системы, поддерживающий бизнес-процесс предприятия;

· бесшовная интегрированность ввода/вывода данных в бизнес-процесс организации;

· наличие единого стандарта передаваемых сообщений, Одним из наиболее распространенных стандартов для класса В2В является группа стандартов EDI (Electronic Data InterExchange);

· все бизнес-организации в системе В2В равноценны, и таких организаций может быть произвольное количество.

Следует отметить, что система электронного бизнеса является системой класса В2В не потому, что взаимодействуют два предприятия, а потому, что взаимодействуют две бизнес-системы.

Схема организации электронного бизнеса класса В2С в настоящее время имеет следующие особенности:

· продавец может вести торговлю не только с помощью автоматической торговой системы, интегрированной с Интернет-интерфейсом, а "вручную" через своих менеджеров (DI > 0);

· нет реальной полной интеграции между бизнес-процессом торговой организации (бизнес-процесс 1) и внешним интерфейсом магазина;

· отсутствуют взаимосвязи информационных систем управления предприятием с Интернет-интерфейсом. Бизнес-процесс не всегда реализован с помощью единой автоматизированной системы управления, а представляет собой хаотичную массу действий отдельных менеджеров организации, поэтому создание единого шлюза затруднено

Во всех схемах класса В2С Интернет-магазин можно рассматривать как торговую часть организации - поставщика (продавца) товаров и услуг для потребителя (покупателя).

Важной составляющей схем класса В2С является Интернет-магазин. Его структура содержит: систему ведения торговых операций, интегрированную с бизнес-процессом организации, и Интернет-витрину, являющуюся автоматическим шлюзом в Интернете и интегрированную с системой ведения торговых операций.

Как правило, интеграция между Интернет-витриной и торговым бизнес-процессом отсутствует, и вся торговля производится "вручную" с помощью менеджера компании. В этом случае Интернет-магазином называют лишь его небольшую часть, что в полном Интернет-магазине является просто Internet-витриной, а все функции Интернет-магазина вынужден взять на себя менеджер компании.

Такую Интернет-витрину располагают в любом месте глобальной сети, размещая на ней веб-каталог и прайс-лист. В большинстве случаев веб-витрина позволяет:

· оформить заказы и послать их по электронной почте менеджеру торгующей компании;

· произвести автоматическую выписку счета.

Веб-витрина - это инструмент менеджера по продажам в Интернете, некоторый интерфейс для взаимодействия с покупателем, такой же инструмент, как телефон, факс, письмо.

Особенность работы с веб-витриной заключается в том, что все действия, связанные со стыковкой с внутренним бизнес-процессом, осуществляются менеджером компании.

Для сравнения традиционного бизнеса с электронным рассмотрим выполнение операций при реализации традиционной схемы покупки изделия и электронной формы организации коммерции.

Традиционная форма предполагает выполнение следующих операций:

1. Покупатель пишет заявку на товар с описанием характеристик, отдает документ на подпись руководителю (одна-две подписи), передает заявку в отдел снабжения, где сотрудник просматривает каталоги, выбирает модель товара, оформляет заказ и пересылает его изготовителю.

2. Поставщик проверяет кредитоспособность покупателя, сверяет наличие товара на складе, обеспечивает доставку товара в соответствующие сроки и по указанному адресу, выписывает счет-фактуру, отправляет счет-фактуру покупателю.

3. Покупателем производится оплата счета.

Электронная форма коммерции позволяет значительно упростить эту схему:

1. Покупатель (на своем компьютере) открывает веб-узел поставщика или поисковой машины, выбирает товар по электронному каталогу, передает по электронной почте (или по системе документооборота) запрос руководителю предприятия на утверждение, пересылает утвержденный запрос в отдел снабжения, где заказ записывается в базу данных и передается по электронной почте поставщику в формате EDI.

2. Производитель (на своем компьютере) фиксирует получение заказа, вносит заказ в базу данных, проверяет кредитоспособность заказчика, проверяет в базе данных предприятия наличие товара на складе, резервирует товар для отправки, выписывает и передает счет-фактуру.

3. Покупателю остается выполнить традиционные операций: получить счет-фактуру, принять товар.

4. Банк (на своем компьютере) по получению указаний от получателя осуществляет перевод средств.

Преимущества электронного бизнеса проявляются еще и в том, что изменяются взаимосвязи между товаром и информацией о нем (размещение деловой и вспомогательной информации на одном веб-сайте): информация о ближайших магазинах, осмотр товара, заказ товара, оплата товара.

Методы организации системы электронного бизнеса

Для реализации преимуществ электронного бизнеса необходимо составить бизнес-план, в котором следует определить:

1. Перечень основных партнеров фирмы, их бизнес, географическое положение,

2. Степень компьютеризации клиентов, их отношение к новым информационным технологиям.

3. Предлагаемые на рынок виды продукции и услуг. Их графическое, звуковое, текстовое и динамическое представление.

4. Виды деятельности фирмы, которые можно улучшить с помощью Интернета, возможность снижения себестоимости продукции.

5. Эффективность использования Интернета основными конкурентами фирмы.

6. Стоимость Интернета и его доступность в конкретном бизнесе, продолжительность работ по внедрению

Эффективное применение Интернета предполагает создание вебсайта фирмы, организацию хозяйственных функций на базе Интернета, формирование электронного магазина, использование международных поисковых ресурсов, проведение маркетинговых исследований и др.

Разработка веб-сайта предусматривает выполнение следующих групп работ: формирование веб-сайта фирмы, размещение веб-сайта, содержание коммерческого веб-сайта, рекламная раскрутка коммерческого веб-сайта, оценка эффективности, постоянный мониторинг ошибок создания и сопровождения веб-сайта и, возможно, формирование веб-сервера предприятия.

Формирование веб-сайта предприятия. Веб-сайт фирмы разрабатывается либо самими сотрудниками фирмы, либо размещается на серверах специализированных фирм. В последнем случае предоставляется возможность использовать различные шаблоны, графику, инструкции по самостоятельной разработке веб-страниц.

Организация веб-сайта предполагает его разработку, постоянное обновление и распространение информации о веб-сайте. Для самостоятельной разработки веб-сайта следует воспользоваться специальными программами, содержащими веб-мастера. Для информационного обновления - создать специализированную группу сотрудников фирмы. Для распространения информации о веб-сайте следует сформировать группу продвижения, которая должна воспользоваться специализированными изданиями, проспектами, каталогами, поисковыми машинами и Интернет-каталогами.

Для разработки веб-сайта можно воспользоваться услугами независимой компании, что связано либо с увеличением стоимости (при использовании известной компании), либо с негарантированным качеством.

Различают следующие уровни разработки веб-сайта: начальный (Entry point), полнофункциональный (First step), корпоративный (Next Extention).

Веб-сайт начального уровня имеет фиксированную структуру, включающую сведения о компании, ее услугах или продуктах (предложениях), реквизиты (координаты), регистрацию доменного имени второго уровня, адрес электронной почты, содержит до пяти страниц и несколько фотографий (1-3), возможность загрузки с сайта предложений, интерактивную форму для обратной связи и др.

Полнофункциональное Интернет-представительство компании включает в себя типовую структуру бизнес-сайта, регистрацию доменного имени второго уровня, адрес электронной почты, систему навигации и индивидуальные графические решения как страниц, так и фирменного стиля, содержит до 10 страниц, включает контекстный поиск по документам на сайте, интерактивные формы для обратной связи, гостевую книгу, баннеры различного формата для рекламной кампании в сети, регистрацию во всех российских поисковых системах и тематических каталогах, систему новостей на сайте и др.

Корпоративный веб-сайт с дополнительными возможностями базируется на усовершенствованной структуре бизнес-сайта с несколькими уровнями вложенности, включает в себя анализ веб-сайтов фирм-конкурентов, учет их недостатков и достоинств, снабжен зарегистрированным доменным именем второго уровня и адресом электронной почты, имеет индивидуальный графический дизайн, шаблоны для страниц сайта, включает до 50 страниц и до 30 фотографий, поисковую систему по сайту, форум с возможностью ведения нескольких конференций, интерактивные формы обратной связи, дополнительные средства для привлечения посетителей и сбора маркетинговой информации и др.

Размещение веб-сайта определяется географией экономической деятельности фирмы. Ориентация на российский рынок предполагает размещение веб-сайта на сервере российского провайдера. При ориентации на международный рынок следует использовать сервер американской компании, что повысит скорость доступа и соответственно эффективность работы веб-сайта.

Работа на обоих рынках предполагает разработку двух вариантов вебсайта: русскоязычный и англоязычный, размещая их на одном сервере или на двух, ориентированных на соответствующий сегмент рынка.

Содержание коммерческого веб-сайта. Это один из наиболее важных вопросов, возникающих при создании веб-сайта фирмы. В общем виде веб-сайт должен содержать:

· информацию о фирме: историю создания, основные достижения, цели бизнеса, отзывы клиентов и партнеров и др.;

· перечень продукции и/или услуг: характеристику, модели, прайс-лист, условия поставки и сервисного обслуживания и т.п.;

· техническую поддержку: консультации, рекомендации, условия эксплуатации и т.п.;

· дополнительную информацию: аналитические обзоры, события и др.;

· форму заказа;

· регистрацию и счетчик посетителей;

· текущие новости и др.

Процесс построения веб-сайта можно разбить на этапы:

1. Определение цели: увеличение объема продаж, расширение географии сбыта, организация рекламы и т.п. Здесь следует определить взаимосвязь бизнеса и работы в Интернете.

2. Разработка структуры: определение совокупности веб-страниц, связанных между собой гиперсвязями, оформление основной страницы, информационного раздела к страницам, установка текста и графики.

3. Выбор веб-адреса: текст адреса, как правило, состоит из имени фирмы или легко запоминающегося сокращения или аббревиатуры. Не следует использовать имена с числом знаков более 5-7. Структура имени адреса: http://www.‹имя фирмы›.ru.

4. Определение логотипа фирмы: он должен быть кратким, хорошо запоминающимся, не содержать большого числа графических объектов, что ведет к большому времени загрузки и соответственно к снижению интереса у посетителя.

5. Установка цвета фона: следует подбирать с особой тщательностью: не мешать чтению текста, быть воспроизводимым любым браузером и большинством типов мониторов.

6. Выбор объема веб-страницы. При их разработке следует учесть, что длинные страницы легче запомнить и распечатать, но они дольше загружаются и требуют использования прокрутки, что не всегда нравится пользователям.

7. Использование графики: следует соразмерить объем графического(их) файла(ов) и допустимое время его(их) загрузки. В противном случае можно потерять клиента.

8. Обеспечение регистрации посетителей выполняется с помощью

· гостевой книги - раздела сайта, предназначенного для регистрации посетителей, фиксации информации о них. Раздел включает в себя перечень вопросов, содержание которых не должно затрагивать личные и финансовые аспекты. Для привлекательности гостевой книги можно использовать различные бонусы в форме лотерей, посылки проспектов, приглашений и т.п. по электронной почте;

· запроса информации по электронной почте, предполагающего запись посетителем своего e-mail или почтового адреса (телефона), указание информации, которую желает получить посетитель, соединяя эти данные с бланком нового сообщения по электронной почте;

· формы заказа - краткой записи информации о посетителе и о тех товарах и услугах, которые его интересуют.

9. Загрузка и проверка веб-страниц осуществляется либо с дискет владельца веб-сайта или передается по электронной почте провайдеру для их загрузки. О процедуре установки веб-страниц следует договориться с провайдером

Рекламная раскрутка коммерческого веб-сайта. Для привлечения посетителей на веб-сайт фирмы следует использовать специальные приемы, которые ориентированы как на применение Интернета (он-лайн приемы), так и на мероприятия в других средах.

Различают он-лайн приемы, ориентированные на поисковые машины, международные каталоги объектов, обмен ссылками, платные ссылки, группы новостей. Примером мероприятий в других средах служит рекламная раскрутка вне Интернета (радио, телевидение, печать и т.п.).

Работа поисковых машин основана на просмотре (прочесывании) различных серверов по определенным ключевым словам, формирующая соответствующие списки веб-сайтов. К этим спискам происходит обращение при запросе посетителя. Следовательно, для попадания в поисковую машину следует применять достаточно большие текстовые фрагменты, содержащие ключевые слова. Эти слова должны достаточно точно отображать тематику фирмы.

Международные каталоги объектов предусматривают запись информации о веб-сайте фирмы на веб-серверах каталогов с помощью специального механизма: Add Your Site. Для записи в международный каталог следует найти его соответствующий раздел и заполнить стандартную форму, например, Yachoo! - http://www.yachoo.com/, InfoSeek - http://www.guide.infoseek.com/, Lycos - http://www/lycos.com.

Обмен ссылками заключается в поиске веб-сайта с похожей или близкой тематикой и достижении договоренности с их владельцами о взаимном обмене ссылками. Фирма размещает ссылку на их веб-сайты, а они делают то же на своих страницах.

Платные ссылки устанавливаются на веб-серверах с достаточно большим числом посещений (интенсивный трафик), как правило, это сервер поисковой машины, информационно-справочный сервер и т.п. На таких серверах существуют стандартные условия размещения платных ссылок на другие веб-сайты.

Группы новостей определяют соответствующий сервис (службу) Интернет. Здесь следует выбрать группу с наиболее близкой тематикой, участники которой могут стать потенциальными клиентами фирмы. После изучения уровня и содержания информации в группе делается вывод о ее специфической субкультуре и целесообразности участия в дискуссии. После этого следует активно включиться в дискуссию. При этом возможна неявная реклама в виде обсуждения сайта фирмы как очередной новости. Также целесообразно после каждого посылаемого на конференцию сообщения указывать реквизиты фирмы и адрес электронной почты или адрес сайта фирмы и мини-рекламы.

Рекламная раскрутка вне Интернета состоит в распространении информации о существовании веб-сайта на визитках, бланках писем, рекламных проспектах, печатной рекламе, каталогах продукции, справочниках и др.

Оценка эффективности работы веб-сайта. В целях совершенствования бизнеса с помощью Интернета необходимо регулярно анализировать эффективность выполненных мероприятий. Для этого следует придерживаться следующих критериев:

· полноты представления информации о предлагаемых товарах и услугах;

· ясных (для потребителя) представлениях о преимуществах приобретаемых на фирме товарах и услугах;

· быстрого поиска конкретной информации о товарах и услугах;

· объема трафика и структуры обращений к сайту: сколько, кто, что искали и т.п.

Самую общую информацию о количестве посетителей позволяет получить счетчик, установленный на веб-сайте. Дополнительную информацию можно получить от Интернет-провайдера или с помощью специальной компьютерной анкеты (программы-апплета), разработанной на языке типа Java и установленной на веб-сайте.

В процессе анализа эффективности следует получить ответы на следующие вопросы:

· Какие страницы веб-сайта наиболее (или наименее) популярны?

· Какие поисковые машины и каталоги объектов приводят посетителей на веб-сайт фирмы?

· Какие рекламные ссылки (баннеры), размещенные на других вебсайтах, обеспечивают большее число посетителей?

· Каков профиль клиентов, зарегистрировавшихся в гостевой книге, и др.?

Результат анализа эффективности должен привести к предложениям по оптимизации бизнеса: изменение ассортимента товаров, цены на товары и услуги и т.п.

Для повышения эффективности веб-сайта следует воспользоваться методами управления мотивацией посетителей веб-сайта.

Существует ряд причин, которые заставляют посетителей приходить на веб-сайт фирмы. Основные из них:

1. Мотивация к получению информации. При первом посещении она возникает из любопытства и продолжается при получении ожидаемого результата. В других случаях клиент ожидает найти сведения о конкретном товаре, услуге или информации, например о характеристиках модели, аналитические материалы и т.п. Удовлетворение этой причины предполагает размещение на страницах веб-сайта большего объема и более подробной информации.

2. Интеллектуальная мотивация. Стремление к развлечениям побуждает посетителей найти интересную графику, фотографии, игры, видеофрагменты и т.п. Выбирая соответствующий демонстрационный материал, можно ожидать посетителей соответствующего интеллектуального уровня.

3. Экономическая мотивация. Обеспечение клиентов информацией, оказывающей решающее значение при покупке. Один из способов реализации привлечения внимания покупателей состоит в том, чтобы сначала предоставить что-то бесплатно, чтобы потом они самостоятельно что-либо приобрели.

4. Мотивация к общению. Этот вид мотивации тесно связан с развлечениями, а также с группами новостей, разговорными программами, Интернет-телефоном и др., создающими дружескую атмосферу, недостаток которой порой испытывает клиент. При этом важно поддерживать анонимность потенциального покупателя

Постоянный мониторинг ошибок создания и сопровождения веб-сайта. При создании и сопровождении веб-сайта следует уделить внимание следующим типичным ошибкам:

1. Незавершенность. Многие фирмы не используют возможность обратной связи (диалога) с посетителями веб-сайта или не уделяют внимания анализу полученной от них информации. Развитие диалога позволяет установить контакт с посетителями, изучить их интересы, узнать мнение о предлагаемой продукции и др. Обрабатывая эту информацию, следует сформировать соответствующую базу данных, а затем дополнять ее, выделяя списки заинтересованных в дополнительной информации.

2. Недостаток полезной информации. Веб-сайт не должен дублировать рекламный проспект, журнальную статью или отчет. Такой подход сомнителен. Желательно привлекать посетителей свежей информацией, например рассылкой по электронной почте информационных материалов. Не следует использовать веб-сайт в качестве доски объявлений, на нем нужно размещать данные о фирме, направлениях деятельности, продукции и т. д.

3. Недостаточная реклама веб-сайта. Обычно связана с формальным отношением к выбранной комбинации (или отсутствием) приемов раскрутки веб-сайта. В этом случае необходимо найти наилучшую комбинацию приемов, ориентированную на свою аудиторию.

4. Несоответствие товаров и услуг возможности продажи через Интернет. Некоторые виды бизнеса в силу определенной специфики не приспособлены для активного использования Интернета. К ним относятся

· ориентация на товары повседневного спроса, которые можно купить во многих магазинах;

· предложение услуг невысокой стоимости, ориентированных только на местный рынок;

· ориентация на группы населения с низким доходом.

5. Избыток графики и анимации. Это ограничение связано, прежде всего, с низким качеством отечественных телефонных линий, замедляющим процесс воспроизведения графики, увеличивая время ожидания до 15-20 сек. и более, что приводит к потере интереса. Нежелательно использование непрерывно движущихся элементов, которые напрягают периферийное зрение и раздражают посетителя. Для исключения этого недостатка следует протестировать веб-сайт с помощью различных браузеров, не следует использовать экраны с низким разрешением, с ограниченной цветовой палитрой на разных по качеству линиях связи и т. д.

6. Плохо читаемый текст. Возникает при неудачном выборе сочетания цветов фона и текста (светлое на белом, темное на черном). Чтение такого текста утомляет зрение, а от веб-сайта остается неприятное впечатление. Нежелательно использовать основные цвета палитры, а также мелкий или тонкий шрифт, который плохо читается на экранах с низким разрешением.

7. Использование неоправданно длинных веб-страниц требует лишний раз пользоваться прокруткой, что утомляет зрение. Поэтому наиболее важную информацию, ссылки к информации, расположенной в середине или в конце длинной страницы, следует разместить вверху страницы. В конце страницы необходима ссылка на начало страницы.

8. Устаревшая информация снижает интерес к веб-сайту. Для ее обновления необходимо регулярно просматривать страницы и удалять неактуальную информацию и малопосещаемые страницы, добавлять сведения о новинках, обзоры, аналитические материалы.

9. Непонятная навигация приводит к затруднениям в поиске нужной информации. Для исключения таких ситуаций следует применять оглавление или карту веб-сайта, которые покажут, куда можно идти и что там можно найти

Формирование веб-сервера предприятия. При необходимости разместить на веб-сайте значительный объем информации, реализовать интеграцию с базами данных, интерактивность используется своя система поиска информации на сервере, которая определяется как вебсервер.

В отличие от веб-сайта веб-сервер, как правило, характеризуется разнообразием набора программных и технических средств. Однако этот набор определяет только начало работ по его созданию, т. е. публикации материалов в WWW. Другое отличие связано со стоимостью проекта. Она значительно выше и может составлять от 15 - 18 тыс. долл. и более.

В качестве разработчика веб-сервера можно использовать специализированные компании, что приведет к значительному повышению цены. Такими профессиональными фирмами являются: ИнфоАрт, ИнтернетСтиль, АСС, Web Design, Russia.Net и др.

При разработке веб-сервера следует особое внимание уделить структуре, содержанию, обновлению информации и дизайну.

Структура. Различают следующие виды структур веб-серверов: книжная, древовидная (иерархическая) и пространственная.

Книжная структура характеризуется делением на главы, разделы, параграфы, которые логично связаны между собой ссылками. Роль оглавления играет меню. Недостатки такой структуры связаны с необходимостью разбиения веб-сервера на мелкие фрагменты.

Древовидная структура аналогична организации файловой системы: крупные разделы - родительские каталоги, информационные блоки - каталоги и подкаталоги. При внешней простоте такой организации ее главный недостаток заключается в сложном перемещении по серверу - необходимо помнить названия основных разделов, пройденный путь, периодически возвращаться к начальной странице и др.

Пространственная структура представляет собой совокупность слабо связанных между собой блоков, каждый из которых разбивается на подблоки и т. д. Такая структура характерна для многопрофильных или оптовых компаний. Навигация по серверу с такой структурой требует сплошного просмотра и периодического возвращения к основной странице. Для такого сервера характерно использование своей поисковой системы по рубрикам и ключевым словам.

Содержание. Целесообразно выделение одной, двух основных целей создания веб-сервера. Необходимо, чтобы представляемая информация была уникальной и достоверной. Перед размещением информацию необходимо тщательно проверить, что поддерживает авторитет и повышает привлекательность сервера.

Обновление информации. Частота обновления зависит от информации и аудитории. На сервере информационного агентства новая информация должна появляться каждый день, в электронном журнале - в соответствии с графиком выхода журнала, на сервере торговой компании - по мере поступления новых товаров, новых обзоров и аналитических материалов. Новая информация обычно перекачивается из служебной базы данных в базу данных веб-сервера. В этом случае для обновления информации используют динамический метод формирования веб-страниц ("на лету"), при котором создается одна база данных для внутреннего и внешнего пользования и в случае запроса на информацию от посетителя она ищется в основной базе данных и преобразуется в формат веб-страницы.

Дизайн. Он позволяет сформировать отличительные признаки фирмы. В его основе - фирменный стиль: единообразная форма цвета и ссылок, единая цветовая палитра, определенные размеры и типы шрифтов. Общее стилистическое оформление веб-страниц создает преимущество перед другими серверами, не поддерживающими единого стиля.

Структура динамического веб-сервера. Веб-сервер организации относится к системам веб-паблишинга (сервер публикации в Интернете), к которым сегодня предъявляют следующие требования: динамически изменяющееся информационное наполнение, или динамический контент, механизм настройки динамического контента, механизм управления дизайном, управление сообществами пользователей.

Информационное наполнение характеризует некоторый объем информации, который заполняется пользователем на заданном временном интервале: минута, час, день (статьи, новости и т.п. публикация на сервере).

Динамичность в системе публикации в Интернете обусловлена некоторым набором правил, в соответствии с которыми предполагается появление и изменение состояния в системе.

Динамический контент представляет собой информационный объем, заполняемый пользователем и публикуемый на страницах вебсервера в соответствии с определенными правилами. Для реализации принципа динамического контента в системе создается механизм настройки контента в определенном модуле системы, отвечающем за конструирование и привязку правил к части информационного объема. Правила описывают динамику контента или изменения содержания страниц или их частей без участия веб-мастера.

Динамический веб-сервер представляет собой группу модулей, скриптов, управляющих файлов и файлов баз данных, для управления которыми вводится дополнительная компонента, позволяющая менять дизайн страниц сервера аналогично системам визуального проектирования веб-страниц (механизм управления дизайном).

Таким образом, типовая страница сервера представляет совокупность связных объектов, отвечающих за хранение и вывод необходимого информационного объема. При конструировании новой страницы или настройке существующей страницы, необходимо принимать во внимание вложенность и наследуемость объектов, т. е. следует учитывать взаимосвязь и передачу свойств от одного объекта к другому.

Для редактирования веб-страницы дизайнеру достаточно указать лишь те объекты, которые будут расположены на странице, для того чтобы завершить работу по ее созданию, настроить свойства каждого объекта для задания необходимой функциональности страницы.

При создании динамической страницы необходимо выполнить следующие этапы:

· HTML-кодирование отображения информации;

· кодирование получения информации из баз данных;

· кодирование правил динамического отображения информации;

· обеспечение безопасности передачи информации и разграничение доступа к информации.

Структура решения включает в себя работу с базами данных, использующимися для хранения контента, настроек сервера, настроек интерфейса и т. д.

Системные модули могут представлять собой скрипты, модули языка программирования или управляющие файлы-модули визуального средства программирования. База данных может быть реализована на любой из доступных СУБД. Файлы данных, как правило, - неотъемлемая часть проекта, могут представлять собой набор текстовых файлов, сохраняющихся по собственному формату системы и хранящих самую разнообразную информацию, которую нередко необходимо хранить изолированно от базы данных.

Структура веб-сервера подразделяется на две основные области:

· администрирование сервера (бэк-офис);

· общая часть для посетителей (фронт-офис).

Бэк-офис сервера может включать в себя следующие модули управления сервером: настройка параметров системы, управление рабочими группами, управление пользователями системы, управление аудитом, управление системным контентом, разграничение доступа.

Доступ в эту часть сервера разрешен только лицам сопровождения сервера.

Фронт-офис сервера размещает общедоступные компоненты (информация об организации, новости, объявления, чат, конференции и т.п.), к которым не требуется специального допуска. Все страницы этой части сервера обладают повышенной динамичностью как по части дизайна, так и по части наполнения.

В некоторых случаях в структуре веб-сервера выделяют третью область "Операционный зал", представляющую собой обособленную часть системы - аналог операционного зала банка в Интернете. Вход в эту часть сервера разрешен только зарегистрированным пользователям. Здесь используются методы аутентификации пользователя, проверки соответствия цифровой подписи и соответствия сертификата пользователя.

Система динамически изменяющегося контента содержит два функциональных раздела: функционально-зависимое отображение информации и механизм настройки правил отображения информации.

Страница формируется на основе двух функционально-зависимых этапов вывода информации. Первый - вывод разметки страницы. На этом этапе происходит чтение структуры страницы из базы данных и формируются матрицы, в которые будет осуществлен вывод объектов. Второй - формирование и вывод объектов информации.

Объекты могут быть динамическими, т. е. на основе динамически сформированного контента, или статическими, представляющими собой некую структуру интерфейса или нединамический контент.

Статические и динамические объекты входят в общую информационную область, именуемую "Логический объект". Подобное объединение важно для формирования группы объектов, объединенных общей библиотекой системы.

Использование правил вывода информации контента и информации интерфейса делает контент динамическим.