Вывод стран СНГ: нас выталкивают из рублевой зоны, России мы не нужны.
До момента построения национальных фабрик госзнака, гос-ва из-за нехватки денежной массы стали переходить к введению специальных расчетных знаков, не вызывавших большого доверия (напр., купоны).
Новые гос-ва остались без экономических, социальных и политических систем. Республики вынужденно становятся на тупиковый путь обеспечения самодостаточности в силу разрыва связей между бывшими советскими республиками и политических предубеждений по отн-ю друг к другу. Новые гос-ва, богатые сырьевыми ресурсами, ликвидными на мировом рынке, начинали с предубеждением относиться к товарам, предлагаемым партнерами по СНГ.
Распад СССР – первый прецедент перехода от социалистической к рыночной экономике. Этот переход показал, что можно очень быстро создать рыночные механизмы (биржи, рынок ценных бумаг), но непросто изменить менталитет людей, формировавшийся десятилетиями. Люди не готовы следовать новым правилам.
В первые годы преобразований не следует ожидать расширения сотрудничества гос-в, особенно в экономике; в этот период центробежные тенденции доминируют. СНГ в этот период могло действовать лишь как смягчающий фактор.
Урок СНГ 2: Разные темпы преобразований, происходящих в странах и их разная глубина привели к тому, что на пространстве СНГ сложились разные модели экономик (от либеральных в РФ до директивных в Беларуси и др.). разнообразие этих моделей оказалось серьезным барьером на пути интеграции экономик – в 1990е ее и не могло быть! Замыкание в нац.границах было гораздо меньшим злом, чем вымывание товаров при открытости.
Урок СНГ 3: попытки снизить нагрузки на нац.эк-ку путем орг-ии многостороннего сотрудничества провалилась. Можно договариваться на ур-не глав гос-в, прав-в, но эти договоренности малоэффективны или не работали вообще.
Перечисленные проблемы только усиливали центробежные тенденции, которые из эк-ки переходили и в сферу политики.
Вооруженные конфликты на пространстве СНГ.
- зародившиеся на момент возникновения СНГ
- конфликты, явл.прямым последствием распада СССР
1980е. Этнические конфликты с примесью религии.
Один из первых конфликтов – июнь 1989 Ферганская долина – между местными узбеками и турками-месхетинцами (кавказцы, вынужденные принять ислам при Османской империи; в годы войны были депортированы и проживали в ряде областей Узбекистана и Казахстана). В усл-ях ослабления власти центра стали проявляться 1ые признаки этнического противоборства. Сталкивались преступные группировки!! Не могли поделить сферы влияния. Конфликт быстро перенесся на население, вовсе не имеющее отн-я к этим группировкам и быстро распространился в другие области и даже в соседний Казахстан. Турки-месхетинцы пожелали покинуть эту территорию.
Крымский конфликт. Крымские татары были депортированы в Среднюю Азию в 1944. 1987г – решение о реабилитации переселенных народов. Нарастание напряженности в Украине. С распадом СССР таатры стали требовать возврата на родину в межд.орг-ях.
Распад СССР привел к реанимированию многих проблем, доставшихся в наследство от Союза.
1989-1990гг. Столкновение экономических интересов представителей армянской диаспоры с азербайджанским населением. Начались погром домов армян в крупных азербайджанских городах. Постепенно проблема обострилась в Нагорно-Карабахской автономной области, в к-рой среди населения преобладали армяне. Столкновения были остановлены с трудом, но после распада конфликт вылился в противостояние между двумя новыми независимыми гос-вами.
Распад СССР со всей остротой поставил вопрос о границах. Особенно остро проблема встала в гос-вах, имеющих автономные области (Грузия, Молдова). В 1992г Юж.Осетия и Абхазия, не желавшие быть в составе Грузии, заявили о своей независимости -> война.
1992г – Приднестровский вооруженный конфликт. Молдавская элита заявила о готовности присоединиться к Румынии. Приднестровская обл (самая промышленно развитая; преимущественно населена русскоязычным население) заявила о присоединении к России, хотя их разделяла территория Украины.
Россия оказалась в двусмысленном положении. Все обращались к Москве как правопреемнице СССР с требованием вмешательства.
Как должно было реагировать СНГ на перечисленные конфликты?
Весна 1992г – гражданская война в Таджикистане. Конфликт светского гос-ва с радикальными исламскими группировкам. Усилилась связь с северными областями Афганистана, где радикальная молодежь проходила военную подготовку. ОТО – объединенная таджикская оппозиция.
1ый акт СНГ – акт об оказании помощи Таджикистану. Создается Договор о Коллективной безопасности. Было решено оказать помощь Таджикистану путем перевода конфликта в переговорную стадию. Впервые в истории СНГ возникает институт миротворчества (201 дивизия) + создание Центразбата (центрально-азиатский батальон: по одной роте из Казахстана, Киргизии и Узбекистана). Первый удачный опыт миротворчества на пространстве СНГ!
То же самое в Грузии. К тому времени ее главой стал Шеварназде, который заявил о вхождении в СНГ. СНГ принимает решение о создании миротворческих сил, к-рые разъединили бы грузинские войска с абхазскими и осетинскими. Они получили статус миротворцев ООН.
Точно так же войска были размещены в Молдавии, разделив молдавские войска с приднестровскими.
Образование СНГ сумело добиться избежания повторения кровавого югославского сценария. Распад СССР был относительно безболезненным с этой точки зрения. Миротворческая деятельность под эгидой позволила в целом не допустить крупномасштабных столкновений.