Вопрос 4. Основные понятия информационной безопасности.

Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

Под информационной безопасностью понимают защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

Защита данных становится одной из самых открытых проблем в современных информационно-вычислительных системах. На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности, задачей которой является обеспечение трех составляющих:

ü Конфиденциальность – это защита от несанкционированного доступа к информации.

ü Доступность – это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу.

ü Целостность данных - актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения. Целостность можно подразделить на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций)). Средства контроля динамической целостности применяются, в частности, при анализе потока финансовых сообщений с целью выявления кражи, переупорядочения или дублирования отдельных сообщений.

Угроза - это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.

Попытка реализации угрозы называется атакой, а тот, кто предпринимает такую попытку, - злоумышленником. Потенциальные злоумышленники называются источниками угрозы.

Чаще всего угроза является следствием наличия уязвимых мест в защите информационных систем.

Промежуток времени от момента, когда появляется возможность использовать слабое место, и до момента, когда пробел ликвидируется, называется окном опасности, ассоциированным с данным уязвимым местом.

Угрозы можно классифицировать по нескольким критериям:

· по аспекту информационной безопасности (доступность, целостность, конфиденциальность), против которой угрозы направлены в первую очередь;

· по компонентам информационных систем, на которые угрозы нацелены (данные, программы, аппаратура, поддерживающая инфраструктура);

· по способу осуществления (случайные/преднамеренные действия природного/техногенного характера);

· по расположению источника угроз (внутри/вне рассматриваемой ИС).

Различают четыре направления защиты информации.

1. Предотвращение — доступ к информации и технологии предоставляется толь­ко для персонала, получившего допуск от собственника информации.

2. Обнаружение — обеспечивается раннее обнаружение преступлений и злоупот­реблений, даже если механизмы защиты были обойдены.

3. Ограничение — уменьшается размер потерь, если преступление все-таки про­изошло, несмотря на меры по его предотвращению и обнаружению.

4. Восстановление — обеспечивается эффективное восстановление информации при наличии документированных и проверенных планов по восстановлению.