Вопрос 4. Основные понятия информационной безопасности.
Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.
Под информационной безопасностью понимают защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.
Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Защита данных становится одной из самых открытых проблем в современных информационно-вычислительных системах. На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности, задачей которой является обеспечение трех составляющих:
ü Конфиденциальность – это защита от несанкционированного доступа к информации.
ü Доступность – это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу.
ü Целостность данных - актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения. Целостность можно подразделить на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций)). Средства контроля динамической целостности применяются, в частности, при анализе потока финансовых сообщений с целью выявления кражи, переупорядочения или дублирования отдельных сообщений.
Угроза - это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.
Попытка реализации угрозы называется атакой, а тот, кто предпринимает такую попытку, - злоумышленником. Потенциальные злоумышленники называются источниками угрозы.
Чаще всего угроза является следствием наличия уязвимых мест в защите информационных систем.
Промежуток времени от момента, когда появляется возможность использовать слабое место, и до момента, когда пробел ликвидируется, называется окном опасности, ассоциированным с данным уязвимым местом.
Угрозы можно классифицировать по нескольким критериям:
· по аспекту информационной безопасности (доступность, целостность, конфиденциальность), против которой угрозы направлены в первую очередь;
· по компонентам информационных систем, на которые угрозы нацелены (данные, программы, аппаратура, поддерживающая инфраструктура);
· по способу осуществления (случайные/преднамеренные действия природного/техногенного характера);
· по расположению источника угроз (внутри/вне рассматриваемой ИС).
Различают четыре направления защиты информации.
1. Предотвращение — доступ к информации и технологии предоставляется только для персонала, получившего допуск от собственника информации.
2. Обнаружение — обеспечивается раннее обнаружение преступлений и злоупотреблений, даже если механизмы защиты были обойдены.
3. Ограничение — уменьшается размер потерь, если преступление все-таки произошло, несмотря на меры по его предотвращению и обнаружению.
4. Восстановление — обеспечивается эффективное восстановление информации при наличии документированных и проверенных планов по восстановлению.