Факторы, влияющие на развитие РСЧС и ГО.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЭТО ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ. Несмотря на принимаемые Меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России остается высокой. Обстановка, склады­вающаяся во многих регионах, сегодня сложная. Растет ущерб от чрезвычайных ситуаций. Остаются высокими санитарные и безвозвратные потери среди людей. Наносится вред окружающей природной среде. Например, только от наводнений в Якутии пострадал каждый второй житель, в Великом Устюге вообще не было человека, которому бы стихия не принесла беды.

В техногенной сфере, несмотря нападение производства, число крупных аварий продолжает расти. Как сказал первый замести­тель министра РФ по делам ГО и ЧС Ю. Воробьев; "Мы стоим на грани глобальных катастроф".

Так, в России сохраняется устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций и увеличивается тяжесть их последствий. В этом году количество ЧС природного характера увеличилось на 23%, а техногенного — на 7%.

О военной опасности.

Как отмечено в Концепции национальной безопасности, непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федера­ции на современном этапе уменьшилась. Однако военная опасность продолжает сохраняться. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.

Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полно­стью ее не исключают. Не следует забывать, что количество государств, владеющих ядерным оружием, увеличилось за счет Индии и Пакистана. Давно известно о наличии атомных бомб в Израиле.

Вместе с тем в концепциях ведения современных войн все большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах (так называемому нелетальному), использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника. В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутрен­ний терроризм.

В этих условиях задачи гражданской обороны, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направле­ниям приобретают большую значимость.

 

Насущные проблемы.

ПЕРВАЯ.

Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно моло­дая, уже назрела необходимость ее совершенствования. Так сложилось, что МЧС России руководит двумя смежными система­ми — РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и воен­ного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.

Поэтому в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупре­ждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно действовать в период опасностей, появ­ляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий.

На этом пути придется преодолеть определенные трудности. Например, вопросы ГО являются предметом федерального ведения, а защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время — совместного ведения Российской Федерации и ее субъ­ектов. Опираясь на одни и те же органы управления, силы и организации, ГО и РСЧС имеют пока различную правовую базу.

ВТОРАЯ.

Назрела необходимость более активного влияния государства на управление рисками. Для этого разрабатываются принципи­ально новые положения, соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждению чрез­вычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения. Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать. Вот почему так активно разрабатывается проект основ государственной политики в области управления рисками. Этой же задаче служит готовящаяся федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

Главным в этой программе будет не только организация и совершенствование мониторинга, а прогнозирование и предупрежде­ние ЧС. Значительное место отводится внедрению системы декларирования безопасности потенциально опасных производст­венных объектов и лицензирования их деятельности, страхования рисков.

Гвоздем, основой программы, являются выполнение инженерно-технических мероприятий по защите населения как в мирное, так и военное время, постоянное и все усиливающееся обучение населения.

В какой-то мере новым, но все более необходимым становится обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в чрез­вычайных ситуациях. Раньше этому практически не уделяли внимания, считали, что люди в любых трудных ситуациях сами как-нибудь устроятся. Наделе оказалось — без помощи федеральных и местных органов власти им просто не выжить. Все крупные чрезвычайные ситуации последних лет являются убедительным подтверждением сказанному: землетрясение в Нефтегорске, наводнения в Якутии, Республике Коми, Великом Устюге, на Северном Кавказе, прорывы дамб и плотин, оползни, бури и ураганы, лесные пожары.

По мнению МЧС России, реализация этой программы должна способствовать снижению потерь от ЧС не менее чем на 25 — 30%.