Разновидность концертных программ
Концертные программы можно классифицировать внешне по их предназначению для определенной аудитории, принципу выбора произведений и т. д. Возможно также выявление тех идей, которые стали руководящими при создании драматургии концерта как гиперпроизведения.
Можно предложить следующий перечень типов концертных программ, причем читатель без труда догадается, по какому принципу дается то или иное определение типа концертной программы (конечно, данный перечень не претендует на полноту и систематичность, его функция - обзорная).
Итак, концертные программы бывают:
§ академические;
§ конкурсные;
§ фестивальные;
§ тематические;
§ учебные;
§ экспериментальные;
§ для профессиональных хоров;
§ для любительских хоров;
§ калейдоскопические;
§ дивертисментные;
§ романтические;
§ лирические;
§ драматические;
§ духовные;
§ старинной музыки;
§ современной музыки;
§ развлекательные;
§ серьезные;
§ праздничные;
§ просветительские;
§ массовые;
§ благотворительные;
§ экспромты;
§ сюрпризы;
§ детские;
§ юношеские.
Каждый хоровой дирижер может продолжить этот список.
Все типы программ, отраженные в данном перечне, найдут своего слушателя. После составления программы хоровой дирижер обязательно определит ее тип, и тогда ему станет ясной та аудитория и ситуация исполнения, которые будут соответствовать данной программе. Можно поступить и наоборот: построить программу исходя из ее необходимого типа (тип программы в целом определяется ситуацией исполнения и составом ожидаемой аудитории).
Нижеследующий анализ двух концертных программ из репертуара камерного хора Гродненской капеллы делается с одной определенной целью: помочь молодому дирижеру-хормейстеру в самостоятельном решении им проблемы построения программы концерта, сформулировать принципы, которые были положены в основу при составлении программ, неоднократно исполненных в концертах. Автор обращается к собственному исполнительскому опыту не для того, чтобы выдвинуть какие-либо обязательные для читателя нормативы. Задача настоящего раздела - обобщение опыта. Кроме главной цели, автор преследует и сопутствующие, суть которых в общих чертах сводится к тому, чтобы, во-первых, показать готовый результат, апробированный и получивший профессиональную и общественную оценку, во-вторых, продемонстрировать возможности применения изложенной выше классификации как рабочего подхода к составлению концертных программ.
В обеих программах достаточно полно отражается интерпретаторское «кредо» автора.