Средства исполнительской выразительности

Качество звучания. Работа над звуком считается главной заботой и обязанностью любого исполнителя. «Пение» на инструменте – это первооснова исполнительской техники музыканта-инструменталиста, тем более хорового дирижера, инструментом которого является человеческих голос.

С самого начала работы над произведением у певцов следует воспитывать вкус к выразительному, т.е чистому, сочному, насыщенному, гибкому, теплому, динамически разнообразному и красивому звучанию. Однако при этом нельзя забывать о том, что красота звука – не самоцель. Нередко излишняя его красивость приносит больший вред художественному образу произведения, чем «некрасивое» и даже неприятное звучание. Все зависит от контекста, от содержания.

Работа над звуком – это не только техническая сторона дела, в ней активно участвуют и эмоциональные, и интеллектуальные способности исполнителя.

Насыщенность, полнота и упругость тянущегося вокального звука в большой степени зависят от вибрато – небольших, более или менее частых периодических изменений звука по высоте, силе, тембру. Наличие в голосе вибрато придает звуку динамичность, жизненность, выразительность. Однако здесь также нужно соблюдать меру, т.к. петь с чувством вовсе не означает усиленно вибрировать на каждой ноте. Вибрато – это средство выражения чувства, а не доказательство его наличия.

Звуковысотное интонирование. В течение многих веков проблема интонирования рассматривались музыкантами как решение узкопрактической задачи – настройки музыкальных инструментов с фиксированной и полуфиксированной высотой звуков. Для каждой ступени звукоряда существовало единичное значение высоты, отклонение от которого рассматривалось как «нечистая», или «фальшивая», интонация.

Эти взгляды вплоть до последнего времени оказывали сильнейшее влияние на формирование представления о чистоте интонации. Однако постепенно становилось ясно, что в принципе невозможно создать такой строй, который бел бы пригоден для всех случаев чистого интонирования.

Хор является инструментом с нефиксированной высотой звуков, с относительно свободным интонированием, допускающим вариантность высотных значений для каждой ступени звукоряда, позволяет говорить о подходе к певческому интонированию как к процессу творческому, управляемому слуховыми представлениями музыканта исполнителя.

Исполнение эмоциональных эпизодов обычно отличается более широким размахом отклонений интервалов от темперации, чем исполнение эпизодов спокойного характера.

Существует зависимость интонирования от ритма, темпа, тесситурных условий.

Интонирование в хоровом исполнительстве следует рассматривать не только как элемент, регулирующий хоровой строй, но и как важное исполнительское выразительное средство, связанное с интонируемым музыкальным произведением.

Темпоритм. В понятии о темпе следует иметь в виде две его стороны: основной темп произведения – стержневую скорость движения , и изгибы темпа – кратковременные отклонения в сторону замедления или ускорения, органически входящий в основной темп. Ничто так не искажает замысел композитора, как отсутствие у исполнителя чувства темпоритма, которое есть не что иное, как результат понимания музыкального произведения в целом: характера его мелоса, идеи и содержания, стиля и духа. Темп самым непосредственным образом связан с гармонией, ладом, мелодикой, ритмом, формой, фактурой произведения. Дирижер может вывести наиболее органичный для сочинения темпоритм из содержания музыкального произведения и анализа используемых композитором средств выразительности.

Динамика. Важным средством художественной выразительности в хоровом исполнительстве является динамика. Применяемые в музыкальной практике градации громкости относительны. Наиболее верны и определенны суждения о громкости звука в границах трех качеств: тихо, умеренно, громко. Четких рубежей между ними нет, поэтому при исполнении музыки не играет особой роли точное соблюдение того или иного оттенка. Важнее относительные различия, не зависящие от силы голоса и мощности звучания хора. Такая относительность динамических обозначений дает исполнителям достаточной простор для проявления творческой инициативы.

Тембр. Воздействие тембра на слушателя, как и воздействие динамики, непосредственно и сильно. Тембр может успокаивать, утомлять, раздражать, восприниматься как теплый или холодный, ласковый или суровый, звонкий или скрипучий. Однако в исполнительском аспекте тембр интересен именно как качество, которое является результатом сознательного выбора поющего, а не как хроническое свойство голоса певца. Задача дирижера по выравниванию тембрового звучания хора сводится к максимальному сближению гласных по способу из формирования у всех поющих в коллективе.

Артикуляция. В науке о языке под термином «артикуляция» подразумевается степень ясности, расчлененности слогов при выговаривании слова. Она реализуется в штрихах – приемах извлечения и ведения звука. Артикуляция обладает ярко выраженными формообразующими функциями.

Фразировка. Музыкальное исполнение – это живая, интонационно-выразительная, связная речь, искусство музыкального повествования, в основе которого лежит владение музыкальной фразой. Элементы структурной организации хорового произведения – периоды, предложения, фразы, мотивы – достаточно ясно ощущаются на слух и легко обнаруживаются как зрительно, так и на слух. В хоровом исполнительстве фразировка зависит от строения как музыкального, так и поэтического текста. Главным приемом достижения единства музыкальной и литературной фразировки является сознательное изменение музыкальной структуры посредством использования цепного дыхания, постоянства темпа, динамики, тембра, штриха (в этом случае отдельные построения связываются в одно целое) или, напротив, с помощью введения цезур, пауз, контрастных смен динамики, темпа, тембра, штрихов, подчеркивания границ отдельных построений – средств, способствующих дроблению целого на отдельные разделы.