Интервалы в унисонном пении
Мелодические линии разучиваемых произведений сотканы из всевозможных интервалов. Каждый из них имеет свою собственную интонационную природу и механизм исполнения: Таким образом, по степени трудности исполнения интервалы можно подразделить на три группы:
1) легкие — чистые интервалы — прима (ч.1), кварта (ч.4), квинта (ч.5) — не
требующие ни расширения, ни суживания, а только — устойчивости;
2) трудные— малые и большие — секунды (м.2, 6.2), терции (м.З, б.З), сексты (м.6,
6.6) и септимы (м.7, 6.7) — соответственно с односторонним сужением и расширением;
3) очень трудные — увеличенные и уменьшенные — ув.4, ум.5, ув.2, ум.7 — с двусторонним расширением и сужением.
Таковы главнейшие правила исполнения интервалов, вытекающие из самой их природы. Опираясь на эти правила, можно научить певцов правильно тонировать, что в результате даст хороший горизонтально-мелодический строй.
Наглядно содержание интервалов и способы их исполнения изображает таблица:
Таким образом, перед хормейстером возникает сложная задача, суть которой заключается в том, чтобы в репетиционной работе добиться чистого интонирования интервалов вокальным унисоном, образованным хоровой партией, группой партий, всем хором.
Отдельную область в интонировании интервалов составляет пение секунд— прежде всего больших секунд вверх и малых — вниз. Хрестоматийными стали слова хормейстера Н.М.Данилина, обращенные к певцам: «Самое трудное петь тон и полутон. Основа чистого пения — пение целого тона вверх. Когда мы берем хоровую партитуру и видим в партиях много больших секунд наверх, мы знаем, что это будет трудно для хора». Интонирование энгармоническихзвуков также имеет свои закономерности, обусловленные, с одной стороны, ладовым тяготением, с другой — ощущениями вводнотоновости в натуральном и темперированном строях. Так, например, верхние звуки увеличенной кварты (до — фа-диез) и уменьшенной квинты (до — соль-бемоль) в темперированном строе по высоте одинаковы (энгармоничны). Разрешение этих интервалов в певческо-хоровой практике будет производиться с учетом более острого тяготения натурального строя, т.е. фа-диез будет исполняться с тенденцией к повышению, а соль-бемоль — с тенденцией к понижению, в результате фа-диез и соль-бемоль могут иметь различную звуковысотность.
Интонирование диатонических и хроматических полутоновтакже имеет свои особенности: диатонические поются тесно; хроматические — широко. Любопытно, как Данилин объяснял певцам интонирование диатонических и хроматических полутонов: «Есть полутоны большие и малые, на разных нотах —малые, на одинаковых — большие: до — си — "малый" полутон, петь близко; до — до-бемоль — "большой", петь дальше». В интонировании ступеней мажорного и минорного ладов интервалика индивидуализирована и зависит от внутриладовых тяготений.
Так, I, V ступени в мажоре и миноре, будучи основой тональности, не могут звучать выше или ниже заданного тона. Однако если хор будет петь в миноре I и V ступени так же устойчиво, как в мажоре, то эти ступени окажутся звучащими ниже заданной — ладотональности. Чтобы сохранить нужную высоту лада, певцам необходимо интонировать I и V ступени с тенденцией к повышению; IV ступень при движении мелодии вверх исполняется с тенденцией к повышению, а при движении мелодии вниз — с тенденцией к понижению.
IIступень, как в мажоре, так и в миноре, интонируется высоко с тенденцией отклонения от темперированной в сторону повышения, причем в миноре это отклонение оказывается более значительным, чем в мажоре, в котором наибольшее отклонение наблюдается лишь в тех случаях, когда II ступень является неаккордовым звуком.
IIIступень, как характеризующая лад, в мажоре интонируется высоко, в миноре — низко. Требование петь мажорную терцию высоко, а минорную — низко в практике работы с хором не случайно. Однако «мажорное трезвучие с очень высокой терцией звучит жестко» (В.Краснощеков). Плохое в акустическом отношении звучание дает и чрезмерно низкое интонирование терции в минорном трезвучии.
VIступень натурального минора и гармонического мажора интонируется с тенденцией к понижению и несколько ниже темперированной. Как неаккордовый звук, она интонируется на уровне темперированной.
VI ступень в натуральном мажоре и мелодическом миноре интонируется высоко.
VII ступень в мажоре, а также в гармоническом миноре, как вводный тон, интонируется очень высоко и звучит выше темперированного звука. VII ступень в натуральном миноре интонируется с тенденцией к понижению и по высоте своей приближается к натуральной (ниже темперированной).