Основные вопросы

Тема XVI: Основные репетиционные приемы работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом

Л и т е р а т у р а

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

К о р о т к и е в ы в о д ы

К л ю ч е в ы е с л о в а

Средства художественной выразительности; темпоритм; динамика; тембр; артикуляция; фразировка; значение; художественный образ.

Проанализировав некоторые из закономерностей вы­разительного и формообразующего воздействия темпа, дина­мики, тембра, артикуляции, фразировки - главных средств, при помощи которых музыкант-исполнитель реализует замысел интерпретации. Знание этих закономерностей — необхо­димое условие убедительной трактовки сочинения. Но при этом нельзя забывать, что все рассмотренные здесь элементы реализуются в рамках определенного стиля. Ибо каждое му­зыкальное произведение представляет собойне обособленное явление, а частицу целой интонационно-стилистической си­стемы, в которой отражаются не только признаки близких по времени музыкальных явлений, но и характерные особенно­сти конкретной исторической эпохи в целом.Поэтому по­нимание и передача исполнителем стиля произведения есть наиболее высокое и полное проявление артистического профес­сионализма.

1. Назовите основные исполнительские средства художественной выразительности?

2. В чем проявляется связь интонирования с ладом, гармонией, динамикой, темпом, ритмом, тесситурой, элементами музыкальной формы, выразительными сред­ствами?

3. Расскажите о выразительном значении различных темповых зон; о взаимосвязи темпа с другими средствами музыкальной выразительности?

4. Какова специфика выполнения динамических оттенков в хоровом исполнительстве?

5. Расскажите о роли тембра как выразительной краски?

6. Раскройте смысл термина «артикуляция». Охарактеризуйте различные способы звуковедения, используемые в хоровом исполнительстве, и приемы работы над ними?

7. Что такое фразировка и от чего она зависит? Какова специфика вокальной фразировки?

1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве – М., 1980

2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство // Теория Методика Практика. М., “Владос”, 2003

3. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения - М., 1976

4. Живов В.Л. О музыкально-выразительных средствах в хоровом исполнительстве // Хоровой коллектив. – М., 1976

5. Левандо П.П. Исполнительский анализ и интерпретация хорового произведения - М., 1985

 

1. Установление унисона.

2.Интервалы в унисонном пении.

3.Многоголосное пение.

4.Работа над многоголосьем в продвинутом хоре.

 

Цель:освоение теоретических знаний по основным репетиционным приемам работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом для дальнейшего применения данных знаний на практике.