Основные вопросы
Тема XVI: Основные репетиционные приемы работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом
Л и т е р а т у р а
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
К о р о т к и е в ы в о д ы
К л ю ч е в ы е с л о в а
Средства художественной выразительности; темпоритм; динамика; тембр; артикуляция; фразировка; значение; художественный образ.
Проанализировав некоторые из закономерностей выразительного и формообразующего воздействия темпа, динамики, тембра, артикуляции, фразировки - главных средств, при помощи которых музыкант-исполнитель реализует замысел интерпретации. Знание этих закономерностей — необходимое условие убедительной трактовки сочинения. Но при этом нельзя забывать, что все рассмотренные здесь элементы реализуются в рамках определенного стиля. Ибо каждое музыкальное произведение представляет собойне обособленное явление, а частицу целой интонационно-стилистической системы, в которой отражаются не только признаки близких по времени музыкальных явлений, но и характерные особенности конкретной исторической эпохи в целом.Поэтому понимание и передача исполнителем стиля произведения есть наиболее высокое и полное проявление артистического профессионализма.
1. Назовите основные исполнительские средства художественной выразительности?
2. В чем проявляется связь интонирования с ладом, гармонией, динамикой, темпом, ритмом, тесситурой, элементами музыкальной формы, выразительными средствами?
3. Расскажите о выразительном значении различных темповых зон; о взаимосвязи темпа с другими средствами музыкальной выразительности?
4. Какова специфика выполнения динамических оттенков в хоровом исполнительстве?
5. Расскажите о роли тембра как выразительной краски?
6. Раскройте смысл термина «артикуляция». Охарактеризуйте различные способы звуковедения, используемые в хоровом исполнительстве, и приемы работы над ними?
7. Что такое фразировка и от чего она зависит? Какова специфика вокальной фразировки?
1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве – М., 1980
2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство // Теория Методика Практика. М., “Владос”, 2003
3. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения - М., 1976
4. Живов В.Л. О музыкально-выразительных средствах в хоровом исполнительстве // Хоровой коллектив. – М., 1976
5. Левандо П.П. Исполнительский анализ и интерпретация хорового произведения - М., 1985
1. Установление унисона.
2.Интервалы в унисонном пении.
3.Многоголосное пение.
4.Работа над многоголосьем в продвинутом хоре.
Цель:освоение теоретических знаний по основным репетиционным приемам работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом для дальнейшего применения данных знаний на практике.