Введение

Основные вопросы

Тема XV: Исполнительские средства художественной выразительности

Л и т е р а т у р а

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

К о р о т к и е в ы в о д ы

К л ю ч е в ы е с л о в а

Хоровая фактура; функции; мелодическая; гармоническая; контрапунктическая; типы; изложение; склад; ткань; мелодия

 

Для исполнителей важным моментом является знание и понимание музыкальной ткани произведения (фактуры), т.к. приёмы изложения могут не только помочь дирижёру постичь процесс развёртывания музыкальной формы сочинения, но и подсказать ему необходимые формообразующие и вокально-технические средства исполнительской выразительности.

 

 

1. Какие значения в качестве синонимов употребляют вместо термина «фактура». Дайте определение термину «фактура».

2. Назовите типы фактуры, в которых происходит совмещение мелодической и гармонической функций голосов.

3. В чем особенности контрапунктической функции.

4. Какой общий принцип письма лежит в основе мелодика – монодического типа фактуры.

5. Перечислите типы фактуры.

6. Назовите примеры использования в хоровом письме мелодико-гармонического и смешанного склада.

 

1. Асафьев Б. О хоровом искусстве, издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1980г.

2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство – М., «Владос», 2003г.

3. Кеериг О.П. Хороведение - С-П., 2004г.

4. ОсенневаМ.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором - М., 2003г.

5. Самарин В.А. Хороведение - М., 1998г.

6. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка - М., 2002г.

 

 

 

 

1.Введение

2.Темпоритм

3.Динамика

4.Тембр

5.Артикуляция

6.Фразировка

 

Цель: теоретическое ознакомление с исполнительскими средствами художественной выразительности, их особенностями, спецификой их применения в хоровой практике.

 

Работа над звуком считается главной заботой и обязанностью любого исполнителя. “Пение” на инструменте — это первооснова исполнительской техники музыканта-инструменталиста, тем более хорового дирижера, инструментом которого является человеческий голос. Высокая культура задушевно­го проникновенного пения, свойственного лучшим представи­телям русской классической исполнительской школы, нахо­дит свое продолжение и развитие в отечественном музыкальном исполнительстве как один из критериев мастер­ства музыканта, оркестра, хора.

С самого начала работы над произведением у певцов сле­дует воспитывать вкус к выразительному, т.е. чистому, соч­ному, насыщенному, гибкому, теплому, динамически разно­образному и красивому звучанию.Однако при этом нельзя забывать о том, что красота звука — не самоцель. Нередко из­лишняя его красивость приносит больший вред художествен­ному образу произведения» чем «некрасивое» и даже непри­ятное звучание. Все зависит от контекста, от содержания. Работа над звуком — это не только техническая сторона дела, в ней активно участвуют и эмоциональные, и интеллектуаль­ные способности исполнителя. Обычно она проводится в двух направлениях: поиск максимального разнообразия звуковых красок и достижение возможно большей певучести, напевно­сти. Остановимся подробнее на понятии певучесть, с которой прежде всего связано представление о пластической красоте музыкального звучания.

Каким бы многообразным ни представлялось музыкальное искусство, сущность его всегда одна, а именно — певческая природа музыки. Человеческий голос неизменно остается не­превзойденным образцом певучести. Однако, как это ни пара­доксально, не многие хоры и хоровые певцы умеют по-настоя­щему хорошо петь. Не случайно дирижеру для выработки у них ощущения певучести приходится прибегать к образным сравнениям пения с игрой на скрипке, виолончели, баяне, ду­ховых инструментах.

В вокально-хоровом исполнительстве существенным препятствием для создания непрерывной певучести является ог­раниченность человеческого дыхания. В связи с этим певцу приходится менять дыхание часто не там, где это необходимо, что вызывает прерывание звука. В этом отношении струнники имеют преимущество перед вокалистами, поскольку с помощью смычка при виртуозном владении им можно создать впечатление беспредельного дыхания (перемена смычка почти незаметна). Однако в хоре есть возможность преодолеть эти трудности при помощи так называемого цепного дыхания. Суть этого приема состоит в том, что певцы, составляющие хоровую партию, берут дыхание в разное время, обеспечивая тем самым непрерывность и практически неограниченную продолжительность общего звучания. Несмотря на кажущу­юся простоту, цепное дыхание требует изрядного мастерства», а главное, развитого чувства партнера, ансамбля.