Введение
Основные вопросы
Тема XV: Исполнительские средства художественной выразительности
Л и т е р а т у р а
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
К о р о т к и е в ы в о д ы
К л ю ч е в ы е с л о в а
Хоровая фактура; функции; мелодическая; гармоническая; контрапунктическая; типы; изложение; склад; ткань; мелодия
Для исполнителей важным моментом является знание и понимание музыкальной ткани произведения (фактуры), т.к. приёмы изложения могут не только помочь дирижёру постичь процесс развёртывания музыкальной формы сочинения, но и подсказать ему необходимые формообразующие и вокально-технические средства исполнительской выразительности.
1. Какие значения в качестве синонимов употребляют вместо термина «фактура». Дайте определение термину «фактура».
2. Назовите типы фактуры, в которых происходит совмещение мелодической и гармонической функций голосов.
3. В чем особенности контрапунктической функции.
4. Какой общий принцип письма лежит в основе мелодика – монодического типа фактуры.
5. Перечислите типы фактуры.
6. Назовите примеры использования в хоровом письме мелодико-гармонического и смешанного склада.
1. Асафьев Б. О хоровом искусстве, издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1980г.
2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство – М., «Владос», 2003г.
3. Кеериг О.П. Хороведение - С-П., 2004г.
4. ОсенневаМ.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором - М., 2003г.
5. Самарин В.А. Хороведение - М., 1998г.
6. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка - М., 2002г.
1.Введение
2.Темпоритм
3.Динамика
4.Тембр
5.Артикуляция
6.Фразировка
Цель: теоретическое ознакомление с исполнительскими средствами художественной выразительности, их особенностями, спецификой их применения в хоровой практике.
Работа над звуком считается главной заботой и обязанностью любого исполнителя. “Пение” на инструменте — это первооснова исполнительской техники музыканта-инструменталиста, тем более хорового дирижера, инструментом которого является человеческий голос. Высокая культура задушевного проникновенного пения, свойственного лучшим представителям русской классической исполнительской школы, находит свое продолжение и развитие в отечественном музыкальном исполнительстве как один из критериев мастерства музыканта, оркестра, хора.
С самого начала работы над произведением у певцов следует воспитывать вкус к выразительному, т.е. чистому, сочному, насыщенному, гибкому, теплому, динамически разнообразному и красивому звучанию.Однако при этом нельзя забывать о том, что красота звука — не самоцель. Нередко излишняя его красивость приносит больший вред художественному образу произведения» чем «некрасивое» и даже неприятное звучание. Все зависит от контекста, от содержания. Работа над звуком — это не только техническая сторона дела, в ней активно участвуют и эмоциональные, и интеллектуальные способности исполнителя. Обычно она проводится в двух направлениях: поиск максимального разнообразия звуковых красок и достижение возможно большей певучести, напевности. Остановимся подробнее на понятии певучесть, с которой прежде всего связано представление о пластической красоте музыкального звучания.
Каким бы многообразным ни представлялось музыкальное искусство, сущность его всегда одна, а именно — певческая природа музыки. Человеческий голос неизменно остается непревзойденным образцом певучести. Однако, как это ни парадоксально, не многие хоры и хоровые певцы умеют по-настоящему хорошо петь. Не случайно дирижеру для выработки у них ощущения певучести приходится прибегать к образным сравнениям пения с игрой на скрипке, виолончели, баяне, духовых инструментах.
В вокально-хоровом исполнительстве существенным препятствием для создания непрерывной певучести является ограниченность человеческого дыхания. В связи с этим певцу приходится менять дыхание часто не там, где это необходимо, что вызывает прерывание звука. В этом отношении струнники имеют преимущество перед вокалистами, поскольку с помощью смычка при виртуозном владении им можно создать впечатление беспредельного дыхания (перемена смычка почти незаметна). Однако в хоре есть возможность преодолеть эти трудности при помощи так называемого цепного дыхания. Суть этого приема состоит в том, что певцы, составляющие хоровую партию, берут дыхание в разное время, обеспечивая тем самым непрерывность и практически неограниченную продолжительность общего звучания. Несмотря на кажущуюся простоту, цепное дыхание требует изрядного мастерства», а главное, развитого чувства партнера, ансамбля.