Строй и ансамбль

Каждый из певцов, — говорил Н.М.Данилин, — должен отвечать за строй, за звук, тогда составится хор. Во время пения нужно анализировать и знать, какие ноты петь выше. Вступить после паузы с верной интонацией в верную ноту в нужном ритме с верными словами — первое условие хорового певца».

Зависимость хорового строя от звукообразования певцов

Работа над строем

Работа над строем в хоре должна быть связана с работой над элемен­тами музыкальной выразительности, поэтому среди основных приемов можно

Ø интонирование «вне ритма, т.е, по руке дирижера, с использо­ванием

фермат на отдельных, трудно выстраиваемых аккордах;

Ø пение сольфеджио, на слог, закрытым ртом, что помогает певцам
понять логику мелодического и гармонического развития, помогает темброво выстроить музыкальный материал;

Ø чередование интонирования «про себя» с интонированием вслух,

способствует развитию внутреннего слуха;

Ø исполнение сложных по ритму гармонических построений с уп­рощением (ритмическим наполнением), а также в различных ритмиче­ских вариантах, что поможет выстроить на этапе разучивания произве­дения ансамбль ритмический и интонационный. Например, полезно петь с дроблением;

Ø при понижении строя на этапе, разучивания произведения полез­но ускорить темп, увеличив эмоциональную напряженность исполнения или при повышении строя чуть замедлить темп, дав возможность певцам контролировать эмоции и строй хора;

Ø при наличии неудобной тесситуры разучиваемого сочинения использовать транспозицию;

Ø включения фрагментов разучиваемых сочинений в процесс распевания хора с целью шлифовки строя в соединении с другими элемен­тами хоровой звучности (ансамбль, дикция) и средствами музыкальной выразительности.

В произведениях полифонического склада, где каждый голос выполняет самостоятельную мелодическую функцию, горизонтальный строй вступает в более сложные отноше­ния с вертикальным. Интонационные задачи здесь опреде­ляются фактурными, образно-выразительными и темати­ческими особенностями музыки.

Современные научные исследования и исполнительская практика показали, что чистая интонация в хоровом исполнении является пере­менной величиной; хороший строй хора не есть нечто неизменное, за­стывшее, он может регулироваться и корректироваться зонным интони­рованием; строй зависит от различных элементов музыки (звуковысотного рисунка, ладовой системы, направления движения, динамических и метроритмических акцентов, формы произведения ит. д.).

 

Хор - «инструмент» особенный. Если в оркестре фальшь какого-либо

инструмента не сказывается на дальнейшем строе (т.к. все инструменты настроены), то в хоре неточное интонирование даже одного певца может привести к самым неприятным последствиям. Поэтому хормейстер должен воспитывать в коллективе понимание необходимости постоянного контроля за точностью интонирования.

Многие случаи нарушения строя связаны с недостатками вокала певцов хора.

Работа над их преодолением должна вестись не только коллективно, но и индивидуально. Певцы должны уметь предслышать высоту звука, оценивать правильность его образования. Это возможно при развитом внутреннем слухе (с этого вида слуха начинается воспитание слуха вокального, такого важного для музыкантов, связанных с пением). Его развитию способствуют упражнения типа вслух - «про себя» - вслух (могут быть самые разные варианты: пение сильных долей вслух, а слабых - «про себя» и наоборот: такт -вслух, такт - «про себя», такт - вслух, два такта - «про себя», чем дольше пропевание «про себя» - тем сложнее).

Работе над чистотой интонирования помогает область тихой динамики, что способствует обострению слуховой функции.

Хоровому строю вредят такие недостатки пения как понижение, повышение, фальшивая неустойчивая интонация, чрезмерная вибрация. Любая фальшь (понижение, повышение) называется детонированием.

Понижение интонации может быть по причине:

- дряблого, неопёртого дыхания - при этом помогают беззвуковые и звуковые упражнения на активизацию дыхания.

- вялого произношения - следует применять упражнения на активизацию дикции.

При понижении можно давать более высокую настройку (на ½тона), а также применяются упражнения с «близкими» гласными И, Э, А и слогами с ними, с йотированными гласными Л, Е, ЙИ, Ё, Ю.

Понижение может сочетаться с низкой позицией звука при недостатке ВПФ. Низкая позиция может наблюдаться и при нормальном интонировании, но звук всё-таки воспринимается как низкий. Низкая позиция может быть вызвана:

- перегрузкой дыхания

- форсировкой звука.

- недостаточной работой верхних резонаторов отчего голос лишается
полётности, блеска, звонкости.

Психологически низкая позиция связана с так называемым «ленивым пением», с пением «по обязанности». В этом случае необходимо заинтересовать певцов, т.к. «заинтересованное» пение благодатно влияет на интонацию и на качество звука. Для наведения поющих на «высокое» звучание используются следующие приёмы:

- пение с закрытым ртом с ощущением работы «головы».

- настройка на средних (и выше средних) звуках диапазона.

- нисходящие упражнения с сохранением высокой позиции до нижнего звука.

- использование «близких» гласных И, Э, Е, сочетаний их с согласными М, Н, Л, С. 3.

- запрещение искусственно густить звук (бывает в партии альтов)

- упражнения на лёгкость и подвижность.
Повышение

Причинами повышения могут быть форсированное, крикливое пение, слишком большой напор дыхания, а также чрезмерная «весёлость» коллектива. Повышение интонации наблюдается реже, чем понижение.

При повышении применяются упражнения с тёмными, глубокими гласными О и У и слогами с ними.

Если понижение или повышение интонации в хорошем хоре может «не резать уха», а быть весьма незначительным, то фальшивая, неустойчивая интонация (пение «по “соседям” сверху и снизу») - явление, не оставляющее равнодушным никого. Часто это связано с плохой координацией между слухом и голосом, а также с неопёртым или, наоборот, перегруженным дыханием, форсированием.

При этом недостатке применяются упражнения:

- на тихой динамике (активизация слуха).

- в средней тесситуре.

-с красивым мелодическим движением (которое хотелось бы правильно петь)

- на staccato (точная атака короткого звука, опора).

С детьми можно упражняться в пении:

- с закрытыми глазами (обострение слуха).

- с оттопыренными и увеличенными с помощью ладошек «обезьяньими»
ушками-локаторами (таким образом певец лучше слышит свою интонацию).

Чрезмерная вибрация приводит к нарушению интонации (особенно если голос звучит в высокой тесситуре, на громкой динамике и долгой длительности). В этом случае помогает самая ровная, безвибратная гласная У слоги ДУ, КУ) и тихая динамика. Можно применять упражнения и на О. В упражнениях всё внимание должно быть направлено на образование ровного звука.

Одним из этапов работы над хоровым строем является осуществление в хоре унисонного строя. Работу над вокальным унисоном принято начинать с примарных то­нов хоровых партий при умеренной динамике, постепенно добиваясь единообразного звукоизвлечения на хорошей опоре. Усложнение задач в работе над унисоном в вокальных упражнениях и репертуаре должно быть постепенном и рациональным. Это касается расширения диапазо­на, усиления динамики, усложнения темпа и ритма.

Достижение унисона в хоре не должно осуществляться за счет обед­нения тембровой палитры хора. Нивелирование тембровых красок хоро­вых партии делает хоровую звучность бесцветной невыразительной, лишенной яркости и сочности. Особенно труден строй при исполнении a cappella. Без поддержки музыкальных инструментов хористы интони­руют, опираясь только на собственные слуховые ощущения и представ­ления ладотональных звуковысотных отношений в мелодии и гармонии. В связи с этим острота, четкость и определенность интонации становит­ся не только необходимым компонентом выразительного исполнения, но и средством «цементирующим» хоровой строй и потому одним из важ­нейших качеств профессиональной вокально-хоровой техники певцов и дирижера.

Глубоко ошибочны взгляды тех хормейстеров, которые видят в хо­ровом строе лишь техническую сторону исполнения. Строй - категория художественно-выразительная, а интонационные оттенки вокального звука - одно из средств музыкальной выразительности. Участники хора должны быть так воспитаны и обучены, чтобы они были способны бы­стро настраиваться на заданную хормейстером тональность; чутко реа­гировать на необходимость завысить, «заострить», либо чуть занизить, «притупить», интонацию; подстраиваться в общий тон, тембр, ритм, ди­намику и темп. Для хорошего строя хора при пении без сопровождения инструмента чрезвычайно важны два условия:

а) необходимость предварительной настройки (задавание тона хор­мейстером);

б) необходимость постоянного активного вокально-слухового (инто­национного) контроля в пении участниками хора и дирижером.

Взаимозависимость хорового строя и ансамбля оче­видна и определяется самой природой хорового пения, где каждый стремится объединиться со всеми. Процесс выстраивания предполагает вслушивание, в результате которого возникает единство, слитность поющих по всем компонентам звучания — исполнения — выражения и в первую очередь единство и слитность интонации.

Сама работа над строем начинается с выстраивания унисона. Если хоровая партия звучит слитно, но неверно по строю (все фальшивят одинаково, пристроившись друг к другу в унисон), то исправить ошибку нетрудно. Разнобой в унисоне, где каждый фальшивит по-своему, создает для дирижера особо трудную ситуацию. В таких случаях целесообразно направить внимание поющих на унисонный ансамбль (на любом, но одинаковом интона­ционном уровне) и лишь затем, когда это достигнуто, заняться уточнением и выверкой строя.

То, что называется стройным пением, определяется не только чистой интонацией, но и хорошо выстроенным ансамблем.