Основные вопросы

Тема X: Хоровой строй

К л ю ч е в ы е с л о в а

Дыхание; певческое; типы; фазы; опора; атака; работа; упражнение; диафрагма; звук.

К о р о т к и е в ы в о д ы:

В теме «дыхание» мы ознакомились с такими понятиями как: диафрагма, атака звука, типы виды дыхания. Выявили наиболее оптимальный и правильный тип дыхания для пения. В реферате также изложены специальные артикуляционная и дыхательная гимнастики, которые помогают выработке правильного дыхания и справиться с нежелательными последствиями голосовых связок при неправильном пении. Правильное выполнение этих упражнений даёт свободу голосообразованию и правильную работу голосовых связок.

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы :

1. Назовите типы певческого дыхания?

2. Каковы фазы певческого дыхания?

3. Что такое диафрагма?

4. Какие бывают атаки звука?

5. Какие вы знаете упражнения способствующие выработке правильного певческого дыхания?

6. Какой тип дыхания считается наиболее удобным?

7. В чём отличия певческого дыхания от разговорного?

 

 

Л и т е р а т у р а:

1. Яковлев А.Физиологические закономерности певческой атаки - Л., «Музыка» 1971г.

2. Соколов Вл. Работа с хором - М., «Музыка» 1983г.

3. Ушкарев А.Ф. Основы хорового письма - М., 1986г.

4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению - М., 1987г.

 

 

1.Понятие «строй».

2.Мелодический строй

3.Гармонический строй.

4.Зависимость хорового строя от звукообразования певцов.

5.Строй и ансамбль.

Цель:Теоретическое ознакомление с особенностями хорового строя, его разновидностями, правилами интонирования мажорной и минорной гаммы, с причинами зависимости хорового строя от звукообразования.

Понятие «строй» в музыке имеет несколько значений:

> Частота настройки эталона высоты - камертона. Система звуковысотных отношений.

> Настройка звукоряда.

> Чистота интонирования в пении.

Эталон высоты. В настоящее время эталоном высоты для первой октавы принято 440 колебаний в секунду (440 герц). За многовековую историю музыкального исполнительства норма высоты постепенно из­менялась в сторону повышения. За последние 250 - 300 лет повысилась более чем на целый тон. Таким образом, произведения старых мастеров сейчас озвучиваются в более высокой тональности. Эталонная частота колебания ля I октавы определяется камертоном. Он был изобретен в 1711 году Дж. Шором (Англия). Существуют камертоны в виде метал­лической вилочки, трубочки-тонаря и др., которые используются длянастройки хора.

Строй, как настройка звукоряда по точным высотным соотншениям.

В истории музыкального исполнительства было множество музыкальных
систем. Большое значение в Европейской музыке имел Пифагоров строй,
звукоряд которого строился по квинтам. В XVI веке вводятся темперированные
строи, а в ХУШ веке утверждается равномерно-темперированный строй, звукоряд которого включает 12 ступеней, с равным полутоновым расстояниями междузвуками. В пении и игре на инструментах с нефиксированной высотой звука исполнители пользуются зонным строем. Они индивидуализируют интервалы, отклоняясь от их темперированной высоты, подчеркивая выразительность музыкальных интонаций. В основе отклонений от темперированного строя лежат, прежде всего, ладовые закономерности. Обострение внутриладовых тяготений придаёт строю особую выразительность.

Впервые в хороведении опыт работы над строем а сарреllа обобщил П.Г. Чесноков. К хоровому строю Чесноков относил «правильное инто­нирование интервалов (горизонтальный строи) и правильное звучание аккорда (вертикальный строй)» Последующие авторы сохраняли определение строя, как правильного интонирования звуков , как чистоты интонирования в пении.

Используя достижения науки, современное хороведение определяет
строй «как процесс интонирования в хоровом пении связанном с отсутствием темперации.»

Строй является одним из главных элементов хоровой, звучности. Без
чистота интонирования трудно представить хоровое звучание; особенно без сопровождения инструмента. В условиях пения а сарреllа, когда хор звучит как самостоятельный музыкальный инструмент, важными стано­вятся настройка хора в целом и умение каждого певца держать и корректировать строй в разных ладах, темпах,ритмах, динамике и фактуре. В хоровом исполнительстве рассматривается строй горизонтальный (или мелодический) и строй вертикальньй (или гармонический).