Работа над дыханием

Атака звука

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или спо­собом взятия звука. Атака звука определяется различными вари­антами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака.Голосовые складки плотно смыкаются до
начала выдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку,
так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком,
возникащим от судорожного пересмыкания, резкого захлопыва­ния голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов

вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для
голосообразования.

2. Мягкая атака.Момент смыкания голосовых складок почти
совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает
неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания
и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой
атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом нача­ла звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть
различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голо­совых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыка­нии голосовых мышц она может приближаться к твердой
атаке.

3.Придыхательная атака.Смыкание голосовых складок зна­чительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует
шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке
часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голо­совых складок в этом случае имеет наименьшую степень и проис­ходит утечка воздуха.

 

Итальянский педагог Ф.Ламперти говорил: « Школа пения есть школа дыхания»: а замечательному певцу Э.Карузо принадлежат следующие слова: « На умении набрать достаточно воздуха и умение правильно и экономно использовать зиждется все искусство пения». Набирать воздух лучше носом и ртом, но когда глубокое и равномерное певческое дыхание ещё не освоено, вдох берется носом (исключение: искривление носовой перегородки, частые простудные заболевания). Вдох наполняет легкие воздухом. Задержка способствует активизации голосового и дыхательного аппаратов в фонации. Основным же моментом в певческом дыхании является выдох. Чем высоко квалифицированнее певец, тем экономнее равномернее осуществляется у него расход воздуха. У начинающего певца дыхание расходуется быстро, рывками, много воздуха теряется особенно в начале пения. Поэтому первостепенной задачей певца является освоение искусства экономного равномерного расхода дыхания

Самым удобным для обучения считается грудо-брюшное дыхание. Плечи не должны подниматься!!! В первую очередь необходимо обратить внимание на работу мышц дыхательного аппарата. Если они вялые или вообще не отвечают поставленным задачам ( у детей), нужно применять беззвуковые упражнения, которые развивают дыхательную мускулатуру. Для развития и постановки правильного певческого дыхания следует работать над звуковыми упражнениями. Суть каждого упражнения должна быть понятна певцам. Беззвуковые упражнения приносят пользу при условии, если не являются самоцелью, а применяются, как физическая зарядка перед пением. Они придают мышцам упругость и выносливость, а также помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на формирование звука. В работе с детьми желательно использовать игровой момент и контроль руками в области брюшного пресса и нижних рёбер. Нельзя переусердствовать, так как может быть головокружение.

Прежде всего, надо научить брать вдох. Начинать с глубокого, равномерного и спокойного вдоха, расширяющего низ грудной клетки. Вдох берется носом, бесшумно ( шумный вдох свидетельствует и зажатости). В первых упражнениях вдох должен быть полным, в последующих ( выполняемых на звуке) – берется экономно и разной полноты в зависимости от длительности звука, музыкальной фразы и её динамики. Желательно сразу уяснить разницу в характере вдоха, его задержки и выдоха при разный типах атак звука. Для наиболее полного вдоха помогает представление ощущения аромата цветов ( при вдыхании приятных запахов дыхательные органы работают в полную силу, как бы с удовольствием).

После тренировки вдоха можно переходить к освоению медленного и постепенного выдоха, при этом важно тренироваться не доводить воздух до иссякание и его остаток активно выдыхать ( иссякание воздуха в конце музыкальной фразы повлечет за собой понижение интонации). Выдох можно сопровождать счетом, а ещё интереснее представить, что дуешь на горящую свечу так аккуратно, чтобы она не погасла ( с-с-с).

Упражнение на тренировку брюшного пресса включает две позиции:

1. выпячивание живота и опущение диафрагмы.

2. подтягивание живота и приподнимание диафрагмы.

Долготу удержания позиции постепенно увеличивать.

Упражнения:

1. Надувание шарика (пресс +диафрагма)

2. Дышим, как собачка (пресс +диафрагма).

3. «горячий утюжок» (толчки диафрагмы)

4. «испугайся»

5. беззвучный крик.

6. «насосики» (активно: вдох через нос выдох через рот и наоборот)

Все эти упражнения вырабатывают опору дыхания.

Звуковые упражнения начинать в средней тесситуре, на среднем нюансе, выдержанный звук закрытым ртом ( на мягкой атаке).

Далее переходить на гласные, другие неподвижные нюансы, потихоньку расширять диапозон. Особое внимание пиано должно быть опёртым, стоккато на «ку», позже крещендо - диминуэндо – следить за единством принципа регулирования усиления и ослабления звука. Для детей « резиночка».

Гаммообразные упражнения, начиная с секунды. Арпеджио. Скачки. Чем больше диапозон упражнений, чем менее они плавные,тем больший требуется расход дыхания.