Партия басов

Басы– низкие мужские голоса. К хоровой партии относятся баритоны (греч. Barytonos тяжелозвучный). Лирический баритон тяготеет к тенору, а драматический – к басу. (Партия Онегина в одноименной опере П. Чайковского, партия Елецкого в опере «Пиковая дама» П. Чайковского, партия князя Игоря в одноименной опере А. Бородина. В хорах обычно баритоны поют в партии I басов (или II теноров).

Диапазон баритонов от ля большой октавы до ля-бемоль I октавы. Зона переходных нот -до- ми-бемоль I октавы, примарные звуки -соль -ля малой октавы.

Высокие басы отличаются от баритонов большей мягкостью, ком­пактностью звучания в средней и верхней части диапазона.

Общий диапазон басов ми-фа большой октавы - ми-фа I октавы. Переходные ноты - си-бемоль малой октавы - до-диез I октавы. Зона примарного звучания - ми - фа-диез малой октавы. В среднем и высоком регистре басы могут исполнять весьма успешно подвижные партии (Бах «Месса си-минор № 17. Хор»). В этих регистрах где басы звучат выразительно и динамично обычно основной мелодический материал излагается в партии басов (Г. Свиридов «Героям Перекопской битвы», «Патетическая оратория»).

В низком регистре пассажи и фиоритуры басам обычно пишутся редко. Примеры сложных для исполнения басовых партий: В. Мурадели «Красная Песня», А. Пащенко «В темном лесе».

Особую группу партии II басов составляют октависты. В хоре их бывает один-два Это очень низкие басы, тяжелые, малоподвижные голоса. Их диапазон от ля контроктавы до до I октавы, но используются только низкие звуки, редко фа контроктавы*.

Примеры использования басов-октавистов: Ю. Сахновский «Ковыль», Вик. Калинников «Утром зорька», А. Гречанинов «Эхо». Октависты используются только в произведениях a cappella и придают звучанию хора особую окраску, глубину и полноту. Наилучший эффект звучания октавы в нюансе от pianissimo до mezzo-forte. Октава используется в основном на выдержанных педальных звуках или при плавном поступенном движении.

«Контр-фа»было высечено на могильном камне октависта придворной капеллы Телегина(начало 19века)

Бас - самый низкий и мощный из мужских голосов, имеет несколько видов.

Бас-баритон - самый высокий из басов, похож на драматический баритон, но звучит массивнее, особенно внизу. Диапазон - от G (иногда F) большой октавы до G1; «рабочая середина» - от В большой до D1. Переходные звуки у басов варьируются от А -В (малой) до Cl - EIS1.

Образы, воплощаемые басом, в большинстве своём, герои средних лет, чаще-пожилые. Среди них немало положительных, величественных фигур.

Партии баса-баритона:

Мефистофель («Фауст» Гуно)

Сусанин («Иван Сусанин» Глинки)

Досифей («Хованщина» Мусоргского)

Басы-баритоны:

Ф.И. Шаляпин * Евгений Hecтеров Центральные басы - самая многочисленная группа - имеют диапазон от E.S-Е большой до F1. Наиболее звучный и мощный — центр, отсюда и его название. Чаще в репертуаре центрального баса верхний отрезок диапазона остаётся без употребления (он может звучать и слабее и более напряжённо). «Рабочая середина» - G - А большой - В малой - С1.Образы:

Папагено («Волшебная флейта» Моцарта)

Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки)

Мельник («Русалка» Даргомыжского)

Кончак («Князь Игорь» Бородина)

Варяжский гость («Садко» Римского-Корсакова)

Певцы, обладатели центральных басов:

Г. и А.Пироговы

Марк Рейзен

И.Петров

В.Р.Петров Бас-профундо или низкий бас - редкий голос с диапазоном от А контроктавы или С большой до C-D1 (его партии часто исполняют центральные басы, а их партии — басы-баритоны).

Певцы:

Максим Михайлов

Поль Робсон

 

Характерным басом или басом-буффо может быть любой из басов, чаще это певцы, у которых наиболее выразителен какой-либо один участок диапазона.

Оперные партии характерного баса:

Бартоло («Севильский цирюльник» Россини)

Скула («Князь Игорь» Бородина)

Каленик («Майская ночь» Римского-Корсакова)

Цунига («Кармен» Бизе)

Старый князь Болконский («Война и мир» Прокофьева)

Партии buffo хорошо удавались Шаляпину, Паторжинскому, Чернобаеву.

Специфической особенностью мужских голосов является т.н. фальцетный звук, очень похожий тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуком выше AS1 (в народе фальцет обозначают словом «фистула»). Фальцет удобнее на Е, И, Ы, У. Существует ещё приём пения, присущий всем мужским голосам, это пение «mezzo voce» -вполголоса. Женским голосам это почти не свойственно.

У баса наибольшая амплитуда, колебания звука, что и даёт ему большую силу, большую возможность контрастов динамики, чем у других голосов, например, рр у баса (особенно при фальцете) может быть такое, как и у сопрано, зато какая огромная разница в forte у этих голосов.