К л ю ч е в ы е с л о в а

Народное хоровое исполнительство

Существовало как часть художественного быта крестьян.

Было излюбленной формой массовых развлечений. Одной из форм – хор. игры и песни, сопровождавшие движения по кругу, театральное действие – пение, пляска, инструментальное сопровождение.

С конца XVIII - нач. XIX вв. нар. хор. искусство стало пропагандироваться с концертной эстрады.

Иван Евстратович Молчанов (1809-1891) – педагог самородок. Рус. исполнитель и собиратель нар. песен, крестьянин.

В 1850-х годах создал первый профессиональный концертный хор из певцов-крестьян., с которым выступал на нар. гуляниях в Петербурге, Москве и др. городах России.

Глинка и Одоевский записали от Молчанова несколько народных песен. Он сам много записывал, обрабатывал. Составил песенник (из репертуара хора).

Особую известность приобрел хор Агренева-Славянского Дмитрия Александровича (наст. фамилия Агренев, псевдоним - Славянский) (1834-1908) – рус. певец (тенор), хор. дирижер.

В 1868 г. – организовал хор «Славянская капелла», с которой концертировал в России и за рубежом (в Америке 175 концертов, в Германии 150 и в др. европейских городах) пропаганда русской и славянской народной песни. Выступления носили театральный характер (исполнению была присуща некоторая манерность).

Хор выступал в народных костюмах, стилизованных под боярскую одежду.

После революции хор получил материальную поддержку.

 

Хор Петра Глебовича Яркова (1875-1945) - самобытный характер (подмосковное пение, многоголосные партитуры с подголосочностью, «раскачивающимся» распевом, манера «играть» песни.

 

Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927) – собиратель и исполнитель русских народных песен.

С 1903 г. – член музыкально-этнографические комиссии, состоявшей из известных музыкантов-этнографов, фольклористов.

В 1904 г. – вышел сборник р.н.п., записанных с голоса Пятницкого. Пятницкий основатель и руководитель Русского народного хора (1910). Вначале хора состоял из рабочих, крестьян.

17 февраля 1911 – первое выступление в Малом зале Благородного собрания.

В 1918 – хор выступал в Кремле (встреча с Лениным – высокая оценка).

В 1925 – Пятницкому присвоено звание Заслуженный артист РСФСР.

С 1927 – руководитель Петр Козьмин – хор носит им. М.Пятницкого

Этим хором руководил Владимир Захаров, Марианн Коваль.

С 1962 – художественный руководитель Валентин Левашов.

Направления; церковно-певческое; архитектура; литература; живопись; знаменное пение; кандакарное; строчное; партесное; духовные концерты; светское; народное ; хоровое исполнительство.

Короткие выводы

Профессиональное и любительское хоровое исполнительство прошло огромный исторический путь развития. Неразрывно связано с конкретными историческими событиями, с различными видами искусств.

 

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные направления развития хорового исполнительства.

2.Какое направление лежит в основе современного академического хорового искусства?

3.В чём заключается отличие былины от исторической песни?

4.В каком году организован хор Государевых певчих дьяков?

5.В каком году был издан «Стоглавый собор»?

6.Какова основная причина появления книгопечатания?

7.Назовите композиторов работавших в жанре партесного концерта.

8.В каком году и кем была написана «Мусикийская грамматика»?

9.Кто впервые, в каком году включил в хор женские голоса?

Литература

 

 

1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство - М., «Владос» 2003.

2. Лащенко А. Хоровая культура - Л.,1989.

3. Асафьев Б. О хоровом искусстве - Л.,1980.

4. Локшин Д. Замечательные хоры и их дирижеры - М.,1963.

5. Келдыш Ю.В. История русской музыки – Москва, 1947

6. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры - М.,1985.