Москва XV в.
Великий Новгород
Большая роль в деле сохранения и дальнейшего развития тех высоких культурных традиций, основы которых были выработаны в Киевской Руси.
Великий Новгород – 2-ой город после Киева. Храмы, церкви строились киевскими мастерами.
Высокий подъем:
1.Культура светского музыцирования.
2.Окончан. сформирован тип скоморошьего искусства:
а) кукольный театр;
б) игра на гуслях;
в) былина – эпос.
В Новгороде скоморохи пользовались сравнительно обеспеченным и легальным положение (в отличие от других городов). Образ поэтизируется в Садко – профессиональный скоморох. Из Новгорода – скоморохи расходились по всех Руси.
В церковно-певческом искусстве – Новгород главное положение. Множество мастеров – исполнителей из школы «распевщиков» (распевщик - композитор) обогащают культуру знаменного пения. Братья Савва и Василий Роговы, Иван Шайдуров.
Возникает новый художественный жанр «религиозного действа» из эпизодов «Священного писания».
Более развитые элементы театрализованности содержит «пéщное действо» - в основе сюжет из библейской легенды. (Царь Навуходоносор приказал бросить в раскаленную печь 3 еврейских отрока, и спустившийся с неба ангел спас их от огня, и они остались невредимы).
Театрализованное действо - все исполнялось с настоящим огнем (жгли настоящую траву) и т.д., на веревке из-под купола церкви спускали маленько ребенка. Персонажи произносили свои реплики. Пелись различные молитвы и религиозные гимны из круга церковных знаменных песнопений.
«Пещное действо» - чрезвычайно любопытный и показательный пример использования церковью элементов «мирского», светского искусства, вплоть до того, что участвовали в виде исключения и скоморохи.
В Новгороде получает развитие еще один вид древнерусского национального искусства – колокольный звон. В церквях появились колокола, заменившие била – чугунные полосы, по которым ударяли молотком.
Отрасль литья колоколов – высокое и тонкое искусство – художественное произведение.
Колокола – важная рольне только в культовом обиходе, но и в гражданской жизни Великого Новгорода. Большой вечевой колокол являлся символом гордой независимости и величия «вольного города». Поэтому одним из первых актов завоевания Великого Новгорода, московским царем Иваном III, было снятие и увоз этого колокола.
Так в конце XV в. – важнейшие культурные завоевания Новгорода были усвоены Москвой, которая в этого времени становилась основным центром всей русской жизни.
В XV в. Московская Русь – от Рязани до Поморья, от Урала до Новгорода и Пскова.
С XIV в князья раздробленных феодальных владений начинают собираться под властью Москвы.
1. Рост ремесла и торговли, 2. необходимость совместной обороны от захватчиков и поработителей.
1380г. – Дмитрий Донской (Куликовская битва) – победа над татарскими ордами.
1480г. – Иван III – сокрушительный удар по татарам.
Куликовская битва – подъем национального сознания. Поэма «Задонщина» (прямое подражание «Слово о полку Игореве»).
Рост государственного самосознания выражается в песенном творчестве.
К XVI в. – формирование и широкое развитие жанра исторической песни. Песня «Про татарский полон», песни об Иване Грозном – самовластном, но справедливом (о его семье, об отношениях с боярами и т.д.; о взятии Казани).
Жанр исторической песни явился завершением былинного песенного творчества, правда повествовалась без прикрас и фантазий (былинных).
Москва – центр литературы, науки и архитектуры (строительство Кремля, Успенский собор, Грановитая палата. Мастера из Пскова, Новгорода, Ростова, Суздалья и др. городов славившихся зодчеством. Собор Василия Блаженного (в честь покоренной Казани). Мастера из Италии – изящество и утонченность эпохи Возрождения.
Литература – объединение и синтез всего основного достояния русской письменности. При Иване Грозном (устранение существующих разногласий и противоречий между отдельными редакциями тех или иных книг, самой манере и приемах словесного изложения). Появление на Руси первых печатных книг (высокохудожественное оформление). Книгопечатание – достигнуть единообразия, избежать искажений и произвола при переписке писцами.
1.Летописный свод - название «Лицевой свод».
2.«Сборник религиозных чтений о житии святых».
Музыка. Аналогичные мероприятия. Иван Грозный – широкая образованность, разнообразие культурных интересов и знаний, ценитель и знаток церковно-певческого искусства.
Весь круг песнопений православной церкви подвергается систематизации и пересмотру.
В XV в. – «Обиход», т.е. собрание основных употребляемых песнопений.
Вопросом искусства – государственное значение.
«Стоглавый собор» (100 глав) в 1551г. – программа о иконописном и церковно-певческом искусстве – единый образ в росписи монастырей и церквей (за основу иконопись Ан. Рублева), осуществлялся государственный и церковный контроль за церковной службой .
Церковная служба – «чинно и немятежно». Обучение певческому искусству в школах и училищах, учреждаемых на дому у грамотных дьяков.
Исключительная пышность и блеск – быт московских князей. Новое высокое положение (единственные христианские владыки) – выражение во внешнем церемониале. Церковное пение – большая роль при дворе.
В 1479 г. при Иване III и его сыне Василии Ивановиче – учрежден спец. придворный хор (30-35 чел.) – государевы певчие дьяки.
Хор пел в столичных церквях (царь – везде его сопровождал хор), богомолье, отдых, поход и т.д.
В хоре – известные знатоки знаменного пения и распевщики того времени.
Широко было развито светское музыцирование (на службе у царя целый штат скоморохов).
Скоморохи привозились из Новгорода не только царем, но и богатыми боярами.
В Москву приезжает органист – позднее в XVII в. «органная потеха» - любимый вид музыкальных развлечений.
Период с XV по XVII в. – эпоха наивысшего развития знаменного церковного пения.
Особым видом праздничного пения было пение демественное (греч. сл. – (мастерское) – торжеств. случаи – встреча и величание царя, празднование военных побед). Для записи – особая, отличная от знаменного разновидность знаков.
В XVI в. – ранние формы русского церковного многоголосия. Это пение называлось строчным (запись разными строками знамен, наиболее распространенным видом – трехстрочное – средний голос – cantus firmus – путевой или путь).
В музыке, как и в литературе, живописи – тяга к освобождению от условности и религиозности, к свободе и непосредственности выражения индивидуальных чувств.
Распад единых традиционных основ знаменного пения. Место молодым и прогрессивным художественным формам.
XVII век Московская Русь – превращается в многонациональное государство. Присоединение к Московской Руси в Украины (1654г.) и Белоруссии.
Украина – XVII в. – высокий уровень развития. Для противостояния католицизму в православной церкви – церковному пению необходимо было предать пышность, яркость (одноголосие не соответствовало этому).
Многоголосие не было чисто заимствовано из западного католицизма – вырабатывается свой своеобразный стиль хорового многоголосного письма.
Черты – a cappella, язык простой, искренность, теплота, мелодика близка к народным песням, бытовым напевам.
Использовались крупные монументальные форм хорового многоголосия, что значительно усиливало блеск и эффективность православного богослужения.
На Украине в монастырских и приходских церковных школах учились будущие профессионалы - певцы, регенты, теоретики и композиторы.
Украинские певцы – мастера многоголосного пения – известны с середины XVII в. в Московской Руси.
Партесное пение (partes - партия) – пение по партиям (дышкант, альт, тенор, бас). Пятилинейная нотация (опыт строчного III голосного пения способствовал быстрому освоению партесного). Основы партесного пения с самого начала получают теоретическую и практическую формулировку.
1679 г. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого – основное руководство для русских композиторов многоголосной музыки.
Н.Дилецкий: «Музыка, что сердца человеческие возбуждает, вызывает в них веселье и грусть». Дилецкий рекомендовал композиторам использовать темы светских песен.
Знаменная система нотописания была отброшена, как не соответствующая требованию нового времени.
Развитию и закреплению партесного пения на московской почве способствовали хоры государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков.
В составе первого из образцовых хоров – в 1666 г.– знаменитый украинский «вспевак» Иоанн Календа. Вскоре появились в хоре и свои мастера, владеющие всеми секретами партесного пения, умеющие сочинять в многоголосном стиле.
XVII в. - пер. десят. XVIII в. – обширная литература, сотни различных богослужений в новом роде.
Высшая форма партесного пения – духовные концерты – физическая полнота и насыщенность звучания, широкого рода динамический и красочный контраст, обилие ярких чувственно-акустических эффектов.
XVIII в. высокий подъем хорового дела.
В 1713 г. по личному распоряжению Петра I хор Государевых певчих дьяков переведен из Москвы в Петербург (исполнил здравицу в честь новой столицы). Увеличен состав хора и он начал называться придворной капеллой. Пышная импозантность и монументальность партесного концерта характерна для петровского времени (мощного, грандиозного). На официальных государственных торжествах исполнялись приветственные (панегерические) канты - трехголосные с параллельным движением двух верхних голосов, фанфарными оборотами, элементами имитации.
В XVIII в. – два направления в хоровом творчестве русских композиторов.
I – продолжение культуры партесного концерта.
II – шло от форм бытового музыцирования и претворения элементов народной песенности.
В партесных концертах, написанных итальянцами Сарти, Галуппи и др. – элементы оперной кантиленности и вокальной виртуозности.
Стиль большинства церковно-певческих композиторов, характеризует «обмирщение» церкви и подчинение ее задачам светской государственной власти.
Новый тип хорового духовного концерта. Яркие образцы – Максим Созонтович Березовский(1745-1777) – украинец, в детском возрасте был певчим в Придворной капелле. Для усовершенствования был направлен в Италию (Болонская академия – почетный диплом, написал и поставил оперу «Демофонт»).
В 1774 г. вернулся в Россию и работал в капелле сочин. дух-муз. композиции.
Не достигнул положения – самоубийство.
Концерт «Не отвержи мене во время старости» - мастерское произведение, поражает глубоким впечатлением, своей внутренней силой, возвышенностью стиля, единством.
Adagio (солисты и разные голоса хора) → фуга – монолитная, энергичная, мужественная (ритм напоминает 5 симфонию Бетховена - ритм судьбы).
Вслед за Березовским жанр духовного концерта Д.С.Бортнянский. Его творчество стало нормой для всех последующих композиторов (зарождается спец. жанр хоровых обработок – народные песни концертного типа)
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) – талантливый композитор с Украины.
В 1740 на Украине в г. Глухове – хоровая школа, готовившая певчих для капеллы (мальчики).
Березовский и Бортнянский выходцы из этой школы.
Вся жизнь Бортнянского связана с Придворной певческой капеллой (название в 1796г.).
Бортнянский – прекрасный голос, выдающиеся музыкальные данные. Учился композиции у Галуппи, уехал за ним в Италию (10 лет за границей) – приобрел широкую известность и признание своего таланта.
В Венеции и Модене – II оперы. Успех этих опер, сыграл роль в дальнейшей служебной карьере
В 1796 г. – Бортнянский руководитель капеллы до конца жизни (художественный рост коллектива, улучшил материальное положение певцов, отмена участия хора в оперных спектаклях).
Высшей формой творчества Бортнянского – является концерт a cappella.
Также содействовал расширению репертуара («Сотворение мира» Гайдна, Торжественная месса Бетховена).
Бортнянский поднял исполнение капеллы на очень высокий уровень.
1479 – при Иване III (пел в хоре) «Государевы певчие дьяки» (Москва).
1713 – в Петербург – Петром I (пел в хоре) – Придворный хор.
До XVIII в. – хор состоял из мужских голосов, в нач. XIX в. – детские голоса, а женские были введены только в 1920.
Хор принимал участие не только в церковных службах, но и в оперных спектаклях, в постановках 1-х итальянских опер.
Д.С.Бортнянский добился отмены участия хора в оперных спектаклях. Репертуар стал более светским.
Отрицательная деятельность Львова, скрипача-любителя Бахметова.
С 1.01.1837г. – руководить капеллой стал М.И.Глинка (основатель русской вокальной школы) (3 года) – содействовал ее росту. Обучение мальчиков хоровому делу – концентрический метод распевания. Привез с Украины Гулак Артемовского (автор оперы «Запорожец за Дунаем»).
В 1883 г. директором капеллы – граф Шереметьев, владелец известного хора. Но пригласил к работе Мирия Алексеевича Балакирева и Николая Андреевича Римского-Корсокова– впервые стали готовить мальчиков к деятельности регента (обучение теории, игре на фортепиано для всей России).
При капелле Римский-Корсаков организовал оркестровый класс. Готовил мальчиков к оркестровому исполнению.
В 1884 г. Римский-Корсаков издал «Подробную программу регентского класса придворной певческой капеллы». Предметы: дирижирование, ЧХП, сольфеджио, теория музыки, гармония, игра на фисгармонии, сольное пение.
Римский-Корсаков обосновал принцип поэтапного обучения хормейстеров, ставший основой – системой: школа – училище – ВУЗ.
В репертуаре по инициативе Римского-Корсаков и Балакирева – светская музыка Вебера, Вагнера, Шумана, Мендельсона.
С 1895-1901 капеллой руководил Аренский, Смоленский. В 1902 г. начинает деятельность в капелле Михаил Георгиевич Климов. В 1919 – стал руководителем и директором капеллы. Работал до 1937. При Климове впервые были включены женские голоса и был организован прием девочек (1920).
Воспитанники капеллы: А.В.Александров, А.А.Егоров и др.
С 1937-1941 – художественный руководитель – А.В.Свешников.
В настоящее время Петербургская академическая хоровая капелла им. М.И.Глинки – художественный руководитель – народный артист СССР Владислав Чернушенко.
Если центром хоровой культуры в Петербурге была Придворная певческая капелла, то таким же центром в Москве был Синодальный хор (Синод – главное духовное ведомство).
Хор «Патриарших певчих» в 1721 году получил название Синодального, в сер. XIX века при хоре организуется училище. Руководители – Смоленский, Орлов, Кастальский.
Их совместная деятельность привела к рассвету училища и хора. К концу XIX века они заняли ведущее место в системе хорового образования и хорового исполнительства России. Учили не только регентскому делу, но и в первые готовили учителей пения для народных школ. Они были примером образцовой постановки хорового дела, профессионального подхода к подготовке хоровых кадров. В 1910 г. по объему программа училища соответствовала программе консерватории. Московское синодальное училище сыграло решающую роль в профессиональном хоровом образовании.
Педагогический состав училища: В.Калинников, А.Д.Кастальский, Ипполитов-Иванов, Н.М.Данилин.
Наблюдательный совет: П.Чайковский, С.Танеев, Аренский, Ипполитов-Иванов, Василенко.
Великолепное звучание хора вдохновляло композиторов на создание произведений ставших русской хоровой классикой. После смерти Орлова (1907) во главе Синодального хора стал его ученик Н.М.Динилин (1878-1945) – выдающийся русский хоровой дирижер.
Выступления хора в Польше, Италии, Австрии, Германии явились подлинным триумфом русской хоровой культуры. Все признавали превосходство Синодального хора над хорами Европы. В 1896 г. Синодальный хор победил в традиционном состязании с Петербургской певческой капеллой.