К л ю ч е в ы е с л о в а

III.

ХОРОВОЕ ИСКУССТВО РАЗВИВАЕТСЯ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ.

НАЛИЧИЕ ДИРИЖЕРА.

СПЕЦИФИКА ИНСТРУМЕНТА (певческий голос).

Сложное, таинственное, многогранное явление. Если скрипки, тромбоны и т.д. имеют более менее одинаковую тембровую окраску, то человеческих певческий голос – индивидуальный и неповторимый. Хор разговаривает голосом.

Дирижерское искусство – уникальное в своем роде деятельность исполнительского искусства возникает только в коллективном ансамблевом исполнении с целью координации творчества участников ансамбля, хора.

Составляющие дирижерской деятельности:

1. Дирижер должен уметь конкретизировать во внешнем выражении свое понимание музыкального произведения, его образного строя, формы, стилевых особенностей.

2. Привести весь коллектив в творческое состояние, увлечь его, заставить петь так, как слышится музыка ему, руководителю.

3. Уметь не только ясно и ярко выявлять свои исполнительские намерения, но и добиваться их реализации в процессе работы (кропотливой) репетиционной, а затем в ходе публичного концертного исполнения.

Данилин Н.М. (известный русский дирижер и педагог) говорил: «Если дирижер способен, подобно полководцу, одним возгласом, одним жестом увлечь коллектив по пути своих намерений, его место за дирижерским пультом. Если же нет, надо менять профессию».

 

Это отображение жизни, звучащая летопись нашего времени.

В.Соколов: «Близость к человеку, его судьбе – в этом разгадка такой наполнености чувств хоровой музыки».

А.Новиков: «Человеку холодно без песни».

Задача хорового искусства сегодня состоит в том, чтобы поддержать человека в его стремлении духовно распрямиться.

Высшая форма хорового искусства – пение a cappella (уровень мастерства и наиболее полно выражает исполнительские возможности хора).

В.Минин: «Сегодня слушатель приходит на концерт, чтобы испытать радость познания, получить ту духовную пищу, которая поднимает человека над обыденностью, заставляет размышлять о жизни, о земле».

 

Хоровое искусство развивается в 2-ух направлениях:

1. Народное.

2. Академическое.

И в 2-ух руслах:

1. Любительское.

2. Профессиональное.

Академические хоры в своей деятельности опираются на принципы и критерии, выработанные музыкальными академиями, оперными театрами. Характерен округленный, прикрытый звук.

Академические хоры с их многогранной палитрой выразительных певческих средств, богатством и широтой репертуара являются вершиной хорового искусства.

Академическим хором подвластны все стили и жанры (их 7).

Характерные черты; доступность; коллективизм; дирижер; певческий голос, слово, время.

Короткие выводы

Хоровое искусство является уникальным по своей природе и сущности. Это проявляется в доступности, коллективизме, развитии хорового исполнительства в соответствии с историческим периодом.

 

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите характерные черты хорового искусства.

2. Какой анализ литературного текста должен быть в произведении (односторонним, двухсторонним)?

3. Назовите основные составляющие деятельности дирижера.

4. Процитируйте наизусть высказывание Н.М.Данилина о профессии дирижера.

5. Какая характерная черта хорового искусства не всегда используется в практической деятельности?