Кому и зачем нужна институциональная экономика ?
Как случилось, что общества стали развиваться по расходящимся историческим траекториям? Почему общества так отличаются друг от друга?
Практическая применимость НИЭТ
Любые попытки определять роль институционализма практическими результатами сталкиваются с определенными проблемами.
Институционалисты, как правило, критикуют рыночную экономику и предлагают различные формы государственного вмешательства и планирования. Однако существует широкий ряд сходных позиций неоклассики. Неоклассическая теория - это теория, оперирующая стандартными методологическими принципами рациональности, максимизации и равновесия.
Практически за сто лет институционализм не только сумел "помириться" с неоклассической теорией, но и сформировал глубокий интеллектуальный багаж.
Новый институционализм обогатил экономическую теорию понятиями прав собственности и трансакционных издержек. Главный тезис этой теории состоит в том, что структура прав собственности воздействует на распределение и использование ресурсов.
Новая институциональная теория вводит также в качестве ключевого понятия трансакционные издержки, которые складываются из затрат на поиск и приобретение информации, переговоры и принятие решений, проверку и обеспечения их выполнения.
С измерением этих издержек возникают немалые проблемы, но использование данной категории позволяет обратиться к анализу контрактных отношений.
В институциональной экономической теории человек выступает как контрактор. Именно контрактные отношения становятся эффективными средствами обмена "пучками" прав собственности.
Новейший институциональный подход пытается преодолеть внеисторические рассуждения неоклассики и ставит перед собой задачу "выработки теоретической схемы для анализа исторически обусловленных препятствий на пути экономического роста."
Горизонтом этой работы видится разрешение "главной загадки человеческой истории - как объяснить широкую дивергенцию ( расхождение) траекторий исторических изменений.
Расхождение исторических траекторий тем более ставит нас в тупик, когда мы пытаемся рассматривать мировой исторический процесс со стандартных позиций неоклассической доктрины."
Институциональная экономика — наука об экономических результатах несовершенства людей и о возникающих вследствие этого несовершенства структурах отношений, об их многообразии и свойствах. Кому и чем полезно ее изучение?
1. Прежде всего, понимание процессов, происходящих в обществе, и умение их анализировать — неотъемлемая часть познания сдудентом современного общества. Человек должен знать, для чего существуют и на каких принципах функционируют государство, рынок, фирма, другие системообразующие институты общества. Институты опосредуются не иначе, как через деятельность самих людей, которые следуют (или противостоят) определенным правилам и ориентируются на соответствующие реакции на эти правила своих партнеров.
2.Студенты — будущие государственные чиновники или предприниматели — должны четко понимать, что в реальной жизни не все, а точнее, практически ничего не происходит по идеальным схемам, которые они изучают в стандартных курсах микро- и макроэкономики. Экономика – это не классная доска.
Знание институциональной экономики полезно для предпринимателей, поскольку она обосновывает схемы учета несовершенства людей, предлагая своего рода инструменты предпринимательского маркетинга. Можно ли заставить людей в массовом порядке принимать нерациональные решения? Как фирме создать действенные и при этом доступные по цене защитные механизмы от последствий нерациональности своих сотрудников и вместе с тем сохранить гибкость схем принятия решений? Как, напротив, выработать действенные и при этом доступные по цене механизмы агрессии?
Фирмы, ведя войну за выживание, в некоторых случаях вынуждены принимать заведомо нерациональные решения. Люди ограниченно рациональны, и выигрывает тот, кто с максимальной пользой для себя использует ограниченную рациональность других, разработав при этом механизмы для собственной защиты от присущего ему несовершенства. Поэтому принимаемые решения не всегда прямолинейны.
Другой пример: если бы фирмы руководствовались только стандартной схемой оценки приведенной стоимости компании, они не покупали бы неэффективные компании. Однако иногда фирмам приходится их покупать, чтобы те не превратились в дальнейшем в опасного конкурента.
3. А реформаторам знание институциональной экономики, институционального проектирования нужно, как никому другому. Неудачный опыт институциональных преобразований, не учитывающих реальных факторов, может привести к масштабным негативным последствиям, которые еще долго будут сказываться на жизни всего общества.
Многие экономисты склонны считать, что увесистый багаж теоретических знаний дает им абсолютно точное понимание того, как что работает и как что должно работать, и понимание это делает их носителями единственно верной системы ценностей. Они совершают большую ошибку. Жизнь сложнее и богаче любых схем и теорий. Она каждый день показывает нам, чем реальные институты отличаются от идеальных и почему реальные институты никогда не станут идеальными. Те, кто способен это увидеть и понять, становятся наиболее успешными бизнесменами, банкирами, государственными деятелями, реформаторами.
Многие подходы и теории, которые развиваются сейчас в рамках НИЭТ, пока еще дискуссионны, они нуждаются в разработке и окончательном оформлении.
1. Какие историко-экономические предпосылки обусловили возникновение институционализма?
2. В чем сущность принципа экономического принуждения?
3. Сделайте сравнительный анализ разных моделей человека: экономического и институционального человека.
4. Какие предпосылки обусловили зарождение исторической школы Германии? Что предопределило подобного рода название этого направления экономической мысли?
5. Сформулируйте сущность методологических особенностей исторической школы Германии.
6. Почему институционализм считают альтернативой неоклассической теории?
7. Охарактеризуйте методологические особенности институционализма.
8. Дайте характеристику жесткого ядра неоклассической теории. В чем состоит критика этого жесткого ядра?
9. Каковы основные особенности модели человека homo oeconomicus?
10. Сравните понятия полной и ограниченной рациональности. Приведите примеры из вашего повседневного поведения потребителя.
11. Какова роль причинно-следственных связей в экономике? Приведите примеры.
12. В чем вы видите пределы применимости и расширение неоклассического подхода?
13. Сравните аргументацию взглядов па предмет и метод экономической науки в творческом наследии классической и исторической школ экономической мысли.