Учение И.П.Павлова о 1-ой и 2-ой сигнальных систем.
Особенности ВНД человека и отличие ее от ВНД животных.
Для животных и человека общими являются анализ и синтез непосредственных сигналов внешнего мира, воспринимаемый различными рецепторами. ВНД животных исчерпывается УР на конкретные сигналы пищи, опасности и так далее, то есть рефлексы, имеющие биологическую природу. Поэтому под 1-й сигнальной системой понимают комплекс БР и УР на конкретные сигналы; эта система конкретных, непосредственных раздражителей, непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. То есть под 1-й сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма.
В процессе социального развития человека, в общении с людьми, в результат его трудовой деятельности у человека появилась, развилась и усовершенствовалась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала "вторая сигнальная система", связанная со словесной сигнализацией, с речью. И.П.Павлов указывал, что "слово" есть "сигнал сигналов" так как дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений, сделало возможным обобщение и отвлечение, находящие свое выражение в понятиях человека, 2-ая сигнальная система сформировалась в процессе общения людей, как одно из средств пере дачи своих знаний другим членам сообщества, эта система социально детерминирована.
Особенности 1 сигнальной системы
1. конкретность сигнала;
2. безусловная основа подкрепления
3. биологическая природа достигаемого приспособления
Характерные черты 2 сигнальной системы.
1. отвлеченность сигнала (объяснять или призывать на помощь можно разными словами, но понятие остается одно );
2. понятия, выраженные словами, подкрепляются тем, что человек слышит, видит, ...;
3. если УР 1 сигнальной системы направлены на непосредственное удовлетворение потребностей, то сознательная деятельность, обусловленная 2 сигнальной системой, направлена через обеспечение жизненных потребностей каждого человека на пользу всем людям;
По соотношению 1 и 2 с.с. различают разные типы (И.П.Павлов выделил 2 крайних типа):
- мыслительный - резкое преобладание 2 с.с. над 1-й (склонность к абстрактному, отвлеченному мышлению, преимущественно левополушарное);
- художественный тип - преобладание 1-й над 2-й с.с. (склонность к конкретному мышлению, яркое восприятие окружающего мира, звуков, красок,...; правополушарное мышление, образное);
- смешанный тип - большинство людей.
Формирование 1-ой и 2-ой сигнальных систем у человека идет поэтапно. Вначале это проявление врожденных безусловнных рефлексов, которые могут быть специфичны для определенного периода жизни человека.
8. Эмоции. Классификация, теории эмоций, функции эмоций, субстрат эмоций.
Эмоции, определение и их биологическая роль.
В мотивированном поведении важным компонентом является эмоциональный компонент. В основе любой эмоции лежит потребсть. Однако хорошо зная, что такое эмоции, до сих пор нет четкого научного определения его.
Наличие эмоций - непреложный факт нашего бытия и поэтому надо думать, что их возникновение в процессе эволюционного развития биологически не бессмысленно.
1. Эмоция - реакция организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности.
Функции эмоций .
1. Подкрепляющая - эмоции принимают непосредственное участие в процессах обучения и памяти, в механизме формирования новых навыков, УР; с эмоциями тесно связан феномен подкреплений так как от подкрепления зависит обретение, существование, угашение и особенности любого УР; значимые события, сопровождающиеся и вызывающие эмоции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти;
2. Отражательная - выражается в обобщенной оценке событий; эмоции охватывают весь организм в целом и производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности.
3. Переключающая - заключается в определении вектора поведения в случае конкуренции врожденных и приобретенных поведенческих актов, направленных на удовлетворение потребностей;
4. Коммуникативная - мимические и пантомимические движения позволяют человеку передать переживания другим людям, информировать их;
5. компенсаторная (замещающая) - при возникновении эмоции происходит избыточная мобилизация ресурсов (т.е. > ЧСС, АД, гормоны).
Теории эмоций.
Одна из первых теорий эмоции выдвинута Ч.Дарвином (1872) в
работе "О выражении эмоций у человека и животных". В основу этой
теории были положены исследования эмоциональных выразительных
движений у млекопитающих. Эти движения сформировались по Ч.Дарвину в процессе естественного отбора как приспособительные реакции необходимые для общения с особями своего или других биологических видов. Гнев, страх, радость и другие выразительные движения, включая мимические реакции, являются компонентами агрессивного, оборонительного или других форм поведения. Надо отметить, что в теории Ч.Дарвина игнорировались качественные различия между психической сферой человека и животных.
"ПОТРЕБНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ" теория эмоций П.В.Симонова (1965-87).
Данная теория является наиболее разработанной на сегодняшний день. В основу этой теории было положено, что СТЕПЕНЬ, КАЧЕСТВО И ЗНАК ЭМОЦИИ ЕСТЬ ФУНКЦИЯ ОТ СИЛЫ И КАЧЕСТВА АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ И ОЦЕНКИ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА.
Алгоритм возникновения эмоции, по П.В.Симонову, описывается в виде специальной структурной формулы:
Э = f[П х (Ин - Ис)], где
Э - эмоция;
П - потребность;
Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;(знания по дисциплине, ...).
Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Из приведенной формулы вытекают, как минимум 4 следствия:
1. Э = 0 при П = 0 эмоция не возникает в отсутствии потребности и исчезает при ее удовлетворении;
2. Э = О при Ин = Ис; эмоция не возникает или резко ослаблена у вполне информированной системы даже при больших значениях
П. Это указывает, что эмоцию нельзя связывать только с фактом потребности (ее семантикой: голодом, жаждой, опасностью и т.д.), она имеет прагматическую природу и существует в системе "потребность-действие-удовлетворение");
3. Э. максимальна, если Ис = 0; при наличии потребности (цели) живая система в известных пределах тем эмоциональнее, чем менее она информирована;
4. При Ис больше Ин эмоция изменяет свой знак.
Эта теория на первый план выдвигает оценочную функцию Э., которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения .
Нейроанатомия и нейрохимия эмоций.
Возникновение и протекание эмоция тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимбическая система. Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Эти эмоции оказываются наследственно закрепленными в лимбическую систему. Важную роль в обеспечении эмоции играет ретикулярная формация ствола мозга: голубое пятно (норадренэргические нейроны) - имеет отношение к пробуждению эмоций; дефицит норадреналина в мозге проявляется в появлении депрессивных состояний, связанных с тоской, а недостаток адреналина связывается с депрессиями тревоги; черная субстанция (ДОФА-эргические нейроны) - дофамин способствует возникновению приятных ощущений, возможно ,участвует в возникновении эйфории.
Лобные доли из всех отд. коры в наибольшей степени ответственны за возникновение о осознание эмоциональных переживаний; повреждения этих отд. --- изменения настроения от эйфории до депрессии (апатия, утрата инициативы, эмоциональная заторможенность, равнодушие к сексу)
Более эмоциогенным является правое полушарие, левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая – положительные эмоции. Эмоциональные нарушения сильнее выражены при поражении правого полушария, при этом отмечаются избирательные ухудшение способности оценивать и идентифицировать эмоциональную экспрессию в мимике. При поражении левого полушария часто возникают приступы тревоги, беспокойства и страха, усиливающиеся интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний. С поражением правого полушария более свойственно состояние благодушия, веселости, а также безразличия к окружающим, трудно оценивают настроения и выявляют эмоциональные компоненты речи других людей