Учение И.П.Павлова о 1-ой и 2-ой сигнальных систем.

Особенности ВНД человека и отличие ее от ВНД животных.

Для животных и человека общими являются анализ и синтез не­посредственных сигналов внешнего мира, воспринимаемый различными рецепторами. ВНД животных исчерпывается УР на конкретные сигналы пищи, опасности и так далее, то есть рефлексы, имеющие биологическую при­роду. Поэтому под 1-й сигнальной системой понимают комплекс БР и УР на конкретные сигналы; эта система конкретных, непосредствен­ных раздражителей, непосредственно чувственных образов действи­тельности, фиксируемых мозгом человека и животных. То есть под 1-й сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превраще­ние непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма.

В процессе социального развития человека, в общении с людь­ми, в результат его трудовой деятельности у человека появилась, развилась и усовершенствовалась чрезвычайная прибавка к механиз­мам работы мозга. Ею стала "вторая сигнальная система", связан­ная со словесной сигнализацией, с речью. И.П.Павлов указывал, что "слово" есть "сигнал сигналов" так как дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явле­ний, сделало возможным обобщение и отвлечение, находящие свое выражение в понятиях человека, 2-ая сигнальная система сформиро­валась в процессе общения людей, как одно из средств пере дачи своих знаний другим членам сообщества, эта система социально де­терминирована.

 

Особенности 1 сигнальной системы

1. конкретность сигнала;

2. безусловная основа подкрепления

3. биологическая природа достигаемого приспособления

Характерные черты 2 сигнальной системы.

1. отвлеченность сигнала (объяснять или призывать на помощь можно разными словами, но понятие остается одно );

2. понятия, выраженные словами, подкрепляются тем, что че­ловек слышит, видит, ...;

3. если УР 1 сигнальной системы направлены на непосредственное удовлетворение потребностей, то сознательная деятельность, обусловленная 2 сигнальной системой, направлена через обеспечение жизненных потребнос­тей каждого человека на пользу всем людям;

По соотношению 1 и 2 с.с. различают разные типы (И.П.Павлов выделил 2 крайних типа):

- мыслительный - резкое преобладание 2 с.с. над 1-й (склонность к абстрактному, отвлеченному мышлению, преимущественно левополушарное);

- художественный тип - преобладание 1-й над 2-й с.с. (склон­ность к конкретному мышлению, яркое восприятие окружающего мира, звуков, красок,...; правополушарное мышление, образное);

- смешанный тип - большинство людей.

Формирование 1-ой и 2-ой сигнальных систем у человека идет поэтапно. Вначале это проявление врожденных безусловнных рефлек­сов, которые могут быть специфичны для определенного периода жизни человека.

8. Эмоции. Классификация, теории эмоций, функции эмоций, субстрат эмоций.

Эмоции, определение и их биологическая роль.

В мотивированном поведении важным компонен­том является эмоциональный компонент. В основе любой эмоции лежит потребсть. Однако хорошо зная, что такое эмоции, до сих пор нет четкого научного определения его.

Наличие эмоций - непреложный факт нашего бытия и поэтому надо думать, что их возникновение в процессе эволюционного раз­вития биологически не бессмысленно.

1. Эмоция - реакция организма на воздействие внешних и внут­ренних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности.

Функции эмоций .

1. Подкрепляющая - эмоции принимают непосредственное участие в процессах обучения и памяти, в механизме формирования новых навы­ков, УР; с эмоциями тесно связан феномен подкреплений так как от подкреп­ления зависит обретение, существование, угашение и особенности любого УР; значи­мые события, сопровождающиеся и вызывающие эмоции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти;

2. Отражательная - выражается в обобщенной оценке событий; эмоции охватывают весь организм в целом и производят почти мгновенную ин­теграцию, обобщение всех видов деятельности.

3. Переключающая - заключается в определении вектора поведения в случае конкуренции врожденных и приобретенных поведенческих актов, направленных на удовлетворение потребностей;

4. Коммуникативная - мимические и пантомимические движения позволяют человеку передать переживания другим людям, информиро­вать их;

5. компенсаторная (замещающая) - при возникновении эмоции про­исходит избыточная мобилизация ресурсов (т.е. > ЧСС, АД, гормо­ны).

Теории эмоций.

Одна из первых теорий эмоции выдвинута Ч.Дарвином (1872) в

работе "О выражении эмоций у человека и животных". В основу этой

теории были положены исследования эмоциональных выразительных

движений у млекопитающих. Эти движения сформировались по Ч.Дар­вину в процессе естественного отбора как приспособительные реак­ции необходимые для общения с особями своего или других биологи­ческих видов. Гнев, страх, радость и другие выразительные движе­ния, включая мимические реакции, являются компонентами агрессив­ного, оборонительного или других форм поведения. Надо отметить, что в теории Ч.Дарвина игнорировались качественные различия меж­ду психической сферой человека и животных.

"ПОТРЕБНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ" теория эмоций П.В.Симонова (1965-87).

Данная теория является наиболее разработанной на се­годняшний день. В основу этой теории было положено, что СТЕПЕНЬ, КАЧЕСТВО И ЗНАК ЭМОЦИИ ЕСТЬ ФУНКЦИЯ ОТ СИЛЫ И КАЧЕСТВА АКТУАЛЬ­НОЙ ПОТРЕБНОСТИ И ОЦЕНКИ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА.

Алгоритм возникновения эмоции, по П.В.Симонову, описывается в виде специальной структурной формулы:

Э = f[П х (Ин - Ис)], где

Э - эмоция;

П - потребность;

Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;(знания по дисциплине, ...).

Ис - информация о средствах, которыми располагает субъ­ект в данный момент.

Из приведенной формулы вытекают, как минимум 4 следствия:

1. Э = 0 при П = 0 эмоция не возникает в отсутствии потреб­ности и исчезает при ее удовлетворении;

2. Э = О при Ин = Ис; эмоция не возникает или резко ослаб­лена у вполне информированной системы даже при больших значениях

П. Это указывает, что эмоцию нельзя связывать только с фактом потребности (ее семантикой: голодом, жаждой, опасностью и т.д.), она имеет прагматическую природу и существует в системе "потреб­ность-действие-удовлетворение");

3. Э. максимальна, если Ис = 0; при наличии потребности (це­ли) живая система в известных пределах тем эмоциональнее, чем менее она информирована;

4. При Ис больше Ин эмоция изменяет свой знак.

Эта теория на первый план выдвигает оценочную функцию Э., которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения .

Нейроанатомия и нейрохимия эмоций.

Возникновение и протекание эмоция тесно связано с деятельностью моду­лирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимбическая система. Существуют убеди­тельные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Эти эмоции оказываются наследственно закрепленными в лимбическую систему. Важную роль в обеспечении эмоции играет ретикулярная формация ствола мозга: голу­бое пятно (норадренэргические нейроны) - имеет отношение к про­буждению эмоций; дефицит норадреналина в мозге проявляется в появлении деп­рессивных состояний, связанных с тоской, а недостаток адреналина связы­вается с депрессиями тревоги; черная субстанция (ДОФА-эргические нейроны) - дофамин способствует возникновению приятных ощущений, возможно ,участвует в возникновении эйфории.

Лобные доли из всех отд. коры в наибольшей степени ответственны за возникновение о осознание эмоциональных переживаний; повреждения этих отд. --- изменения настроения от эйфории до депрессии (апа­тия, утрата инициативы, эмоциональная заторможенность, равноду­шие к сексу)

Более эмоциогенным является правое полушарие, левая половина лица в большей степени отражает от­рицательные, правая – положительные эмоции. Эмоциональные нарушения сильнее выражены при поражении правого полушария, при этом отмечаются избирательные ухудшение способности оценивать и идентифицировать эмоциональную экспрессию в мими­ке. При поражении левого полушария часто возникают приступы тревоги, беспокойства и страха, усиливающиеся интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний. С поражением правого полушария более свойственно состояние благодушия, веселости, а также безразличия к окружающим, трудно оценивают настроения и выявляют эмоциональные компоненты речи других людей