Государственная система управления трудовыми ресурсами
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования. Задачами государственной системы управления являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и разрешения конфликтных ситуаций и т.д.
В рыночных условиях государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих основные правила поведения, в том числе и в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием, состоящих из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правом участия в законодательной деятельности, но не наделен правом принимать законы; он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты палат — органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.
В Совете Федерации образованы комитеты, в компетенцию которых входит регулирование социально-трудовых отношений по следующим вопросам: бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; экономической реформе, собственности и имущественным отношениям; социальной политике.
В Государственной Думе образованы комитеты по следующим направлениям: законодательству и судебно-правовой реформе; экономической политике; бюджету, налогам, банкам и финансам; труду и социальной политике; образованию и науке; и др.
На органы исполнительной власти возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом, Правительство обеспечивает соответствие социально-трудовых отношений Конституции РФ, федеральным законам, нормативным Указам Президента.
Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития; в сфере социальной политики — программы социального развития и др.
Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства и ведомства, в том числе специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами, а также образовательные и научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.
Судебную власть представляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, федеральные суды, а также Министерство юстиции.
Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:
• участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);
• государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан;
• организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;
• сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;
• повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;
• участие в правовом просвещении граждан.
Центральным органом федеральной и исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ (ранее Министерство труда и социального развития РФ). Оно работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и с общественными организациями.
Минздравсоцразвития России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
- здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность;
- качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
- курортное дело;
- санитарно-эпидемиологическое благополучие;
- уровень жизни и доходов населения;
- оплата труда;
- пенсионное обеспечение;
- социальное страхование;
- условия и охрана труда;
- социальное партнерство и трудовые отношения;
- занятость населения и безработица;
- трудовая миграция;
- альтернативная гражданская служба;
- социальная защита;
- демографическая политика;
- физическая культура и спорт;
- туризм;
- защита прав потребителей.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации, разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся, осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости, контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Таблица 3 – Функциональные направления деятельности
Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Сферы деятельности | Направления деятельности |
Оплата и мотивация труда в производственных отраслях | Изучение перспективных и межотраслевых проблем оплаты труда, разработка форм и систем оплаты труда в различных производственных отраслях, подготовка предложений о минимальных размерах оплаты труда |
Оплата труда работников бюджетных отраслей | Изучение общих проблем оплаты труда работников бюджетных отраслей, разработка систем оплаты труда работников различных бюджетных отраслей, установление размеров тарифных ставок и должностных окладов для работников бюджетной сферы |
Уровень жизни и социальная поддержка населения | Осуществление мониторинга уровня жизни, доходов, условий и охраны труда; анализ структуры и динамики доходов населения; разработка минимальных потребительских бюджетов и социальных нормативов уровня жизни; разработка социальных пособий и компенсаций; изучение общих проблем пенсионного обеспечения |
Политика на рынке труда и народонаселения | Анализ и регулирование рынка труда, выработка региональной политики занятости, изучение и прогнозирование миграции населения и социальных проблем политики занятости |
Организация труда | Разработка форм и методов организации и нормирования труда, тарификация труда |
Подготовка и переподготовка кадров | Разработка видов и методов подготовки и переподготовки кадров для рыночных экономических условий, прогнозирование рынка профессий и профориентации населения, разработка межрегиональных и межотраслевых программ в этой области |
Охрана и условия труда | Разработка порядка государственной экспертизы условий труда; разработка и согласование норм и правил по охране труда |
Социальное страхование | Разработка методического и нормативного обеспечения социального страхования, развитие страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, планирование льготных пенсий |
Трудовые отношения и социальное партнерство | Разработка порядка заключения генеральных, региональных и отраслевых соглашений, социального партнерства, разрешения трудовых конфликтов; нормативно-методическое обеспечение работ по трудовым отношениям и социальному партнерству |
Правовое регулирование труда и социальных вопросов | Подготовка и экспертиза проектов нормативных актов, систематизация и анализ трудового законодательства |
Международное сотрудничество | Разработка предложений по двустороннему социально-трудовому сотрудничеству, координация работ с Международной организацией труда и другими международными организациями, изучение проектов зарубежной технической помощи |
Министерству здравоохранения и социального развития РФ подчиняется Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство.
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:
а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) организация альтернативной гражданской службы;
г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе: содействие гражданам в поиске подходящей работы; подбор работодателям необходимых работников; бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; обеспечение социальной поддержки; направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Министерству здравоохранения и социального развития РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Ведущими подведомственными организациями Министерства здравоохранения и социального развития РФ являются Институт труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности. Институт труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения. Центральный институт труда осуществляет научные исследования и разрабатывает методические рекомендации в области нормирования труда, организации труда, занятости населения, подготавливает к изданию информационные материалы Международной организации труда.
Всероссийский центр производительности изучает и разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда с учетом человеческого фактора, разрабатывает Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений, осуществляет информационное обслуживание предприятий, служб занятости, проводит анализ статистических показателей по труду, занимается учебно-методической работой по организации обучения менеджеров, ведет консультативную деятельность по реализации и внедрению японских методов повышения производительности труда, издает информативные, методические и библиографические сборники по труду и кадрам.
Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования и разработки в области норм и нормативов по труду и кадрам.
К основным направлениям деятельности Всероссийского центра уровня жизни относятся: научные исследования по обоснованию подходов к определению минимального уровня оплаты труда с учетом важнейших факторов его дифференциации; разработка классификации труда рабочих и служащих по профессиям (должностным окладам) в зависимости от тяжести и напряженности труда; социологические исследования по выявлению тенденций в социально-экономическом положении семей различных типов и категорий; проведение мониторинга (по Москве) в области изменений индекса стоимости потребительской корзины в расчете на одного жителя и заработной платы рабочих и служащих по народному хозяйству; ежемесячное исчисление стоимости потребительской корзины (по Москве) для индексации зарплаты на отдельных предприятиях и в организациях города.
Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 г. Ее основным задачами являются: формирование миграционной политики РФ; прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; разработка миграционных программ; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, о возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной программы «Миграция», направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, переселения репрессированных народов, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в РФ, о правах национальных меньшинств, принципах определения гражданства, имущественных правах мигрантов. В своей деятельности Федеральная миграционная служба руководствуется законами РФ о беженцах и вынужденных переселенцах. Она находится в подчинении министерства внутренних дел РФ.
В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха; меры по улучшения условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья.
В профсоюзном движении России в настоящее время выделяются следующие организационные объединения:
- традиционные (официальные) профсоюзы (ФНРП – Фонд независимых профсоюзов России). В их структуру входят 40 отраслевых профсоюзов и более 70 региональных профобъединений, насчитывающих более 65 млн. человек, что составляет более 90 % общего числа членов профсоюзов в России;
- альтернативные профсоюзы демократической ориентации – объединяют 300 – 350 тыс. человек, входящих в 25 официально зарегистрированных и столько же незарегистрированных профсоюзов;
- локальные профсоюзы – немногочисленные, организационно обособленные в масштабах города;
- профсоюзы работников негосударственного сектора: их около 10, они объединяют до 3 млн. человек, занятых в негосударственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти профсоюзы, скорее, содействуют развитию предпринимательства, чем защищают права наемных работников.
Система социального партнерства в области социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов является важным элементом рыночных отношений. Она строится в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Указом Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и постановлением Совета Министров РФ об утверждении «Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений».
В соответствии с этими документами предусматривается ежегодное заключение на федеральном уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателями. В них определяются обязательства сторон в области занятости населения, повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов работающих по мере стабилизации экономики.
Отраслевые (тарифные) соглашения заключаются между органами государственного управления (Минздравсоцразвития РФ), общероссийскими отраслевыми профсоюзами и работодателями. В них отражаются взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации труда, его оплаты, социальных гарантий, найма и увольнения работников.
Для ведения переговоров, подготовки и заключения Генерального соглашения образуется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Для подготовки и заключения отраслевого (тарифного) соглашения формируется отраслевая комиссия на принципах паритетного и полномочного представительства сторон.
При Минздравсоцразвития РФ создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучения причин возникновения трудовых споров и их устранения.
Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств — членов Международной организации труда, каковым и является Россия.
Международная организация труда (МОТ) — трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.
Цели МОТ — выработка соглашений, международных конвенций в области труда для последующей их ратификации государствами — членами МОТ; создание системы контроля и наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в области трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким предприятиям в целях роста занятости населения в слаборазвитых странах; изучение и анализ тенденций и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение международных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство, занятость населения и т.д.). В России организовано Московское бюро МОТ.
Международная организация труда (МОТ)- специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. Создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачи МОТ были определены следующим образом: регламентация рабочего времени; регламентация набора рабочей силы; борьба с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни; защита трудящихся от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защита детей, подростков и женщин; регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения; организация профессионально-технического обучения. Деятельность МОТ многообразна. Она принимает участие в международно-правовом регулировании труда путем разработки и принятия нормативных актов (конвенций и рекомендаций) по вопросам условий труда и жизни трудящихся. Организация разрабатывает и осуществляет международные целевые программы, направленные на решение крупных социально-трудовых проблем (занятость, условия труда и др.). Ведется большой круг исследовательских работ, широко представлена издательская деятельность. Одной из особенностей МОТ является трехсторонний принцип представительства в ее органах. Наряду с правительствами в ней представлены профсоюзы и организации предпринимателей стран-членов. По уставу МОТ каждая из сторон независима от двух других. В составе главных органов МОТ находятся ежегодно проводимая Генеральная конференция, Административный совет, избираемый на три года, Международное бюро труда (секретариат МОТ) во главе с генеральным директором. Штаб-квартира МОТ расположена в Женеве (Швейцария). Важное место в работе МОТ занимают отраслевые комитеты и технические совещания, где рассматриваются вопросы условий труда в отдельных отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте и т. д. Под эгидой МОТ действуют Международный институт по изучению социально-трудовых проблем (Женева) и Международный центр по повышению профессионально-технической подготовки (Турин, Италия). МОТ тесно сотрудничает с ЮНЕСКО, ФАО и многими другими органами и организациями ООН по смежным вопросам на основе заключенных между ними соглашений. В 1945 г. СССР, а в его составе и Россия, возобновил свое членство в МОТ. До этого СССР входил в МОТ с 1935 по 1940 г. в период членства в Лиге Наций.
Организационная структура. Международная организация труда имеет следующие органы.
1. Генеральная конференция. Созываемая ежегодно, эта конференция является международным форумом по социальным вопросам. Она также разрабатывает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций. Эти нормы, которые являются ориентирами для стран - членов МОТ, образуют международный трудовой кодекс, охватывающий такие вопросы, как занятость, свобода на объединение в союзы, продолжительность рабочего дня, миграция в поисках рабочих мест, защита прав женщин и молодежи, предотвращение несчастных случаев на производстве, пособия и компенсации, проблемы колониального труда, положение моряков и социальное обеспечение. Эти нормы должны лишь приниматься во внимание государствами, которые не обязаны принимать их, вводить их у себя или ратифицировать.
2. Руководящий орган - Административный совет, избираемый конференцией. В него входят представители от правительств 28 стран, от предпринимателей 14 стран и рабочих 14 стран. Совет заседает ежеквартально. Ему подчинены различные отраслевые комитеты и комиссии, а также Международное бюро труда. Десять правительств вследствие значительного промышленного потенциала их стран имеют постоянных представителей в Административном совете: Бразилия, Великобритания, Индия, Италия, Канада, Китайская Народная Республика, СССР, Федеративная Республика Германия, Франция и Япония. В 1980 г. Соединенные Штаты, вернувшись в МОТ, вновь заняли свое постоянное место в Совете.
3. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ, а также служит международным информационным и издательским центром. В дополнение к этому оно руководит выполнением программы технической помощи МОТ, в рамках которой сотни экспертов работают в таких областях, как профессиональная подготовка, повышение производительности труда и ремесла, помогая многим странам по всему миру в их усилиях по развитию экономики.
В 1986 г. в МОТ состояла 151 страна. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария. Международное бюро труда имеет три региональных отделения - в Африке (Аддис-Абеба), Азиатско-Тихоокеанском районе (Бангкок), в Латинской Америке и странах бассейна Карибского моря (Лима). Каждое региональное отделение располагает сетью местных отделений. Кроме того, отделения Международного бюро труда имеются в 40 крупнейших городах различных стран мира, в т. ч. в Вашингтоне, Москве, Лондоне, Бонне, Риме и Токио.
При правительствах субъектов РФ (автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москвы и Санкт-Петербурга) имеются органы по труду и занятости населения, которые функционально связаны с Минздравсоцразвития РФ и другими соответствующими федеральными органами и организациями.
Государственную систему управления трудовыми ресурсами России можно охарактеризовать с двух сторон: с точки зрения задач, функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить и для решения которых создана, и с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.
По составу и характеру задач государственная система управления трудовыми ресурсами в ее нынешнем виде охватывает достаточно широкий круг проблем включая научные исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в РФ, а также мотивацию и оплату труда, организацию и нормирование труда, изучение и регулирование занятости населения и его миграцию, трудовое законодательство, охрану и условия труда, уровень жизни, социальное партнерство, профессиональное обучение и повышение квалификации и т.д.
До недавнего времени отсутствовали единый центр и общее руководство в решении проблем, имеющих общий или сходный характер. Так, вопросами занятости населения, рынка труда, миграции населения занимались Министерство труда РФ, Институт проблем занятости, Федеральная служба занятости и Федеральная миграционная служба, не располагавшие общей информационной базой и высокопрофессиональными работниками. Организационное разобщение при решении сложных проблем высвобождения работников, их трудоустройства, миграции фактически приводило к отсутствию общей политики государства в этой сфере. Сформированное на базе вышеназванных органов Министерство труда и социального развития Российской федерации должно решить эти проблемы.
Ряд исследовательских институтов, находящихся в подчинении Минздравсоцразвития РФ, — Институт труда (НИИ труда), Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности — занимаются научными исследованиями и разработками, близкими по тематике, дублируя тем самым друг друга. Это касается вопросов нормирования трудовых процессов, оплаты труда, уровня жизни населения. С другой стороны, весьма слабой остается связь между государственными органами, в частности Минздравсоцразвития РФ и МОТ, рекомендации которой учитываются всеми странами, подписавшими международную Конвенцию в области трудовых отношений.
В систему государственного управления трудовыми ресурсами входит и такой элемент, как социальное партнерство при заключении социально-трудовых отношений между работодателями и профсоюзами. Однако пока еще недостаточно проработаны процедуры и условия заключения трехсторонних договоров, что сдерживает развитие этого важного элемента социально-трудовых отношений.
В связи с этим существуют два основных направления совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами.
1. Всесторонний анализ проблем управления трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции. Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами управления. Некоторые вопросы, например оплата и мотивации труда, в значительной степени находятся в компетенции самих предприятий и организаций.
2. Тщательное изучение и анализ направлений исследований, проводимых Институтом труда, Центральным институтом труда, Всероссийским центром производительности, находящихся в подчинении Минздравсоцразвития РФ. Это необходимо для определения и четкого разграничения направлений исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования.
Тема 3: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ