Город Моршанск

Город Моршанск относится к числу старинных поселений Тамбовской области. Его возникновение, предположительно, относится к XVI веку, когда начало укрепляться и расширяться централизованное государство во главе с Москвой. Образованию поселения способствовало то, что территория нижней Цны находилась в сравнительной близости от окского торгового пути между Киевской Русью и волжской Болгарией.

Первые письменные сведения о Моршанске относятся к 20-м годам XVII века. В то время это была деревня Морша, которая к 70-м годам XVII века стала крупным населенным пунктом, имевшим хозяйственное и оборонительное значение.

Во второй половине XVII века Морша оказа­лась на важном перекрестке торгово-транспорных путей. Впадавшая в Цну недалеко от села река Кошма открывала выход на Ворону, Хопер и Дон, а проходящая с юга гужевая доро­га связывала Тамбов с Москвой и окско-волжскими городами: Коломной. Рязанью, Муромом, Нижним Новгородом, Астраханью.

В пяти верстах к юго-востоку от села, на ре­ке Кашме располагалась «валовая крепость» для защиты Верхоценской волости от нашествия «во­инских людей». В сооружения крепости входи­ли: «ворота кашмыские на реке», частокол «частик» и надолбы, поставленные более чем на 2 версты вдоль берега и подходящие своими краями к топям и болотам. Таким образом, соз­давался единый защитный рубеж.

В 46 саженях от укрепленного берега разме­щался «городок» (крепость), который состоял из башни с проезжими воротами и сторожей вверху. Длина каждой крепостной стены состав­ляла всего 43 сажени.

Крепость Морша охраняла важный проход из юго-восточных степей и как бы служила продол­жением на северо-восток дальних окологородных оборонительных сооружений Тамбова.

К концу XVII века Моршанская крепость по существу потеряла военное значение, село все более выступало как важный пункт торгово-транспортных связей и сельскохозяйственного производства. В XVIII веке река Цна в нижнем течении становится важным торговым пунктом, в селе Морша появляется крупная пристань, ко­торая еще в конце XVII столетия, по свидетель­ству современников, считалась одним из «важ­нейших портов Российской империи»; бурно развиваются торговля и производство: полотня­ное, канатное, мукомольное, салотопенное. Мор­ша уже ничем не отличалась от многих тогдашних городов России, и в 1779 году за селом был юридически закреплен ранг городского поселе­ния. Моршанск сделался центром обширного уезда Тамбовской губернии. В связи со своим географическим положением, на рубеже XVIII и XVIII вв. чуть не стал губернским городом[22].

В 1785 году был утвержден первый план го­рода, по которому и стала осуществляться за­стройка. Этот регулярный план в виде геометрически правильной прямоугольной сетки улиц создал возможность планомерной застройки го­рода. Вместе с тем он мог бы придать ей больше живописности, если бы органичнее был свя­зано с местными природными условиями. Три ос­новные улицы идут с северо-востока на юго-за­пад, центральная из них. Главная, ведет к городу Тамбову, поперечные приводят к набережной реки Цны. Застройка административными зданиями, предположенными этим планом, в связи нехваткой денег практически не продвигалась.

Моршанск, как и многие города России, обра­стал слободами. Они беспорядочно окружали город с юга, запада, севера и размещались в за­речной стороне. В слободах, в кривых улицах и переулках, застроенных одноэтажными, приземи­стыми домиками с огородами, проживали рабо­чий люд, мелкие торговцы, мещане. Каждая слобода имела свою особенность.

Жители сло­боды Барашево работали на суконной фабрике, железнодорожной станции, занимались извозом, кузнечным промыслом, мелкой торговлей. Хомутовка была местом постоялых, дворов. Здесь путники останавливались на ночлег, имели воз­можность покормить лошадей, починить поволоки, хомуты, сбрую. Отсюда и появилось ее на­звание. С севера к городу примыкали Бязевка и Громок. Все эти слободы вошли в черту со­временного города, мно­гие периферийные улицы сохраняют свое преж­нее стихийно сформирование: направление, кон­трастирующее с планировкой центральной ча­сти города. В пределах городской черты сели­лись богатеи — купцы и фабриканты, здесь они строили свои дома-особняки, лавки, многочис­ленные лабазы.

В городе возводились церкви. В 1836 году был заложен Троицкий собор, строительство которого завершилось в 1857 году. Некоторое время авторство Троицкого собора в Моршанске приписывалось известному русскому архитектору В.П.Стасову. Однако в Санкт-Петербургской библиотеке им. Салтыкова-Щедрина хранится “Записка построению собора в Моршанске” опровергающая это мнение. В конце записки имеется следующее примечание: Архитектор Стасов считает обязанностью уведомить, что он планов для этого собора не сочинял, а видит, что они кем-то составлены в подражание Преображенскому собору св.Троицы им устроенным в С-Петербурге и далее он указывает на допущенные от этого сооружения отклонения при строительстве собора в Моршанске. [59]

В 30-е годы XIX столетия насчитывалось уже 708 домов (из них 150 каменных), пять крупных улиц (Вагонная, Тамбовская, Базевская, Софийская, Набережная), а численность населения составляла 6655 человек. [101]