Хлудневская игрушка

Ярославская игрушка

Абашевская игрушка

Тверская игрушка

Это изделия мастеров из Тверской области, а точнее из Торжка. Эти игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь рыбы, птицы-сирины, медведи и другие игрушки-свистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом фоне обозженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.

Жил и работал в селе Абашево Пензенской области в 20-30 годах талантливый мастер Ларион Зоткин, был он один из тех кто возродил абашевскую игрушку. Все игрушки мастера Зоткина - свистульки в виде животных с длинным туловищем. Здесь можно увидеть голубого барана с могучими серебрянными рогами, зеленую в серебрянных пятнах собаку, красного оленя с великолепными многоярусными раззолоченными рогами, похожими на елку. Самые обыкновенные животные преврашались в руках Лариона Зоткина в сказочные существа неведомой породы. Традиции продолжают сейчас и другие мастера.

 

И в Ярославской области делали свистульки в виде коней или птиц с веретенообразными туловищами, двумя крохотными ножками и выгнутыми спинами. Игрушку покрывали глазурью или белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами.

 

 

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов. Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «древо жизни». Скульптурные композиции: «петушки – соловьи», коники, медведи, собаки и др. зверюшки, человечки, цветы и листья древоподобны, так как наполнены прорастающими ветками, цветущими ягодами и птицами. Свистульки напоминают сказочные существа, где есть ветви с гнездами, сучками и дуплами, откуда выглядывают зверюшки или птички. В хлудневских куклах ярко читаются детали калужского народного костюма, так как используется типичное цветосочетание красного, малинового, зеленого цвета. Глина после обжига приобретает белый или розовый цвет. Почти все хлудневские игрушки - свистульки снабжены свистком с несколькими отверстиями. Спрятан он, то в хвосте коня, то представляет собой сучок, на котором примостилась кукушка или гнездо птенцов, а иногда он нелепо примазан торчком к колоколу юбки куклы или к шинели солдата. Кроме свистулек, у хлудневских мастериц есть грематушки - полый цилиндр с глиняными шариками внутри или грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики. Хлудневская игрушка отличается от дымковской, филимоновской и всех других народных игрушек. Одно из отличий - она не раскрашивакется полностью, а цвета подбираются так, чтобы гармонировать с цветом обожженной глины. Глаза, нос и губы не нарсованы, а вылеплены.