Малые эпические жанры: историческая песня, духовный стих, старая баллада. Соотношение эпического и лирического начал в этих жанрах.
Исторические песни (русские), жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в. Первый крупный цикл Исторические песни рисует события 2-й половины 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев Грозного на сына» и др.). Тема защиты Родины преобладает в песнях начала и середины 17 в. Тема казацких Исторические песни - защита южных границ от турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков», «Азовский пленник» и др.). Многочисленные песни рисуют эпизоды восстания Степана Разина.
В Исторические песни 17-18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I. С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных Исторические песни становятся солдаты. В песнях 18-19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А. А. Аракчееве и других царских сановниках. Крупный цикл патриотических Исторические песни посвящен Отечественной войне 1812. Позже Исторические песни мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье.
Главные черты поэтики и манеры исполнения Исторические песни - лаконизм, драматизм, простота языка.
Циклы ист.песен:
13 век. Рязанский цикл.
16 век. Цикл песен об Иване Грозном
17 век. Цикл песен о смутном времени
О Степане разине
18 век. Цикл песен о петровском времени.
19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года
Путилов. Русский историко- песенный фольклор.
далеко не все области политической жизни 16 века получили отражение в песнях. У исторической песни есть своя сфера действительности. Нет оснований рассматривать историческую песню как энциклопедию русской истории.
Ист.песня всегда событийна по своему содержанию, и событие, которое развивается в рамках сюжета, всегдаполучает характер политического. Но содержанием исторических песен нередко оказываются такие события, которых в реальной истории и быть не моглоJ то же можно сказать о песенных героях: некоторыесоотносятся с историческими прототипами, некоторые- нет. Т.е история действительная и песенная не совпадают. Ист песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством.
Предметом ист.песни является современная история, а не более или менее далекое прошлое. Главный источник народной поэзии- действительность, познаваемая и преобразуемая народом. В песнях происходит смещение подлинных масштабов происходившего.
Историческая песня и былина- разные жанры по характеру историзма, по сущности своего художественного единства.
Баллада. Лиро-эпическая песня.
Три исторических типа этого жанра: мифологическая(их тематика восходит к глубокой древности), классическая(тема семьи, любовная тема), новая(возникла в 19 веке. Поэтические обработки фольклорных произведений)
Особенность баллад- стремительность развития сюжета. Иногда она целиком состоит из диалога. Герой неотделим от сюжета. В варианте меняется его имя, возраст, но сохраняется сюжетная роль. Типическое в его изображении преобладает над индивидуальным. Смерть героя эстетически воспринималась как обличение зла, утверждение моральных норм..
Путилов. Русский историко- песенный фольклор.
Баллада. Эпическая или лиро- эпическая песня с драматическим сюжетом. Сфера баллады- семейная и частная жизнь людей. Она сильнее связана с общественно-социальными конфликтами. Особенность: глобальные проблемы осмысляются через частные, личные судьбы.. герои- безымянные персонажи, не являющиеся деятелями истории. Возможны случаи перехода баллады в историческую песню и наоборот