История собирания.
Веселовский.
Финская школа. Сюжеты.
Сказание, предание.
Легенда.
Быль, быличка, бывальщина.
Под быличками понимаются рассказы, действующие лица которых лешие, водяные, русалки и проч. Т.е демонические существа добрые и злые. Предметом этого рассказа может быть и природа, обладающая сверхъестественными силами. Быличка - рассказ религиозного содержания, причем религия здесь языческая. Сказка - рассказ художественный, не имеющий религиозных функций.
Легенда имеет своим содержанием верование. Только в отличие от былички, христианское. Отличается от сказки не только набором действующих лиц, но и отношением к рассказанному. Ее цель не развлекательная, а нравоучительная. Многие из легенд имеют книжное происхождение и перекликаются с апокрифами.
Сказания - рассказы, относящиеся к историческим местам или событиям. Исторических же сказок быть не может.
Классификация сказок.
Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок. Первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид. Во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически.
· Сказки о животных
· Волшебные
· Былинные
· Исторические сказания
· Новеллистические или бытовые
· Былички
· Народные анекдоты
· Докучные
· Прибаутки
За вычетом недостатков получается стройная классификация:
· Сказки о животных
· Сказки о людях:
· Волшебные
· новеллистические
Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок.
Волков выделил 15 сюжетов. Но принципы деления разные.(хаос).
Более дробная систематизация была предложена финским ученым Анти Аарне.
Сюжеты в его понимании нечто органически цельное, что можно выхватить из ряда других и изучать самостоятельно.
Сказки о животных
Собственно сказки
Анекдоты
Ввел подразряды. Но и тут одну сказку можно сразу отнести к 5 типам, что не есть правильно.
Сюжет - последовательность неких единиц.
Мотив - неразлагаемая единица повествования.
Но мотив не одночленен.
В древней Руси никто не записывал сказки. Сказки подвергались официальному презрению. В указе царя Алексея Михайловича 1649 строго запрещается колядовать, рассказывать сказки, загадывать загадки. Перелом в отношении к сказке только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. Он ввел их в литературный и общенаучный обиход. Далее использовали сказочные мотивы Жуковский, Гоголь, Ершов.
Два направления:
Тенденция к изданию литературно обработанных сказок.
Стремление к изданию подлинно народных текстов.
Даль принадлежал к представителям первого направления. Он перерабатывал народные сказки и издавал их. Но он и не выдавал своих сказок за подлинно народные.
Была велика потребность в возникновении сборника, кот бы содержал подлинно русские сказки. Афанасьев «Народные русские сказки» он не позволил себе никаких переделок и обработок и включил варианты.