История собирания.

Веселовский.

Финская школа. Сюжеты.

Сказание, предание.

Легенда.

Быль, быличка, бывальщина.

Под быличками понимаются рассказы, действующие лица которых лешие, водяные, русалки и проч. Т.е демонические существа добрые и злые. Предметом этого рассказа может быть и природа, обладающая сверхъестественными силами. Быличка - рассказ религиозного содержания, причем религия здесь языческая. Сказка - рассказ художественный, не имеющий религиозных функций.

Легенда имеет своим содержанием верование. Только в отличие от былички, христианское. Отличается от сказки не только набором действующих лиц, но и отношением к рассказанному. Ее цель не развлекательная, а нравоучительная. Многие из легенд имеют книжное происхождение и перекликаются с апокрифами.

Сказания - рассказы, относящиеся к историческим местам или событиям. Исторических же сказок быть не может.

Классификация сказок.

Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок. Первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид. Во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически.

· Сказки о животных

· Волшебные

· Былинные

· Исторические сказания

· Новеллистические или бытовые

· Былички

· Народные анекдоты

· Докучные

· Прибаутки

За вычетом недостатков получается стройная классификация:

· Сказки о животных

· Сказки о людях:

· Волшебные

· новеллистические

Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок.

Волков выделил 15 сюжетов. Но принципы деления разные.(хаос).

Более дробная систематизация была предложена финским ученым Анти Аарне.

Сюжеты в его понимании нечто органически цельное, что можно выхватить из ряда других и изучать самостоятельно.

Сказки о животных

Собственно сказки

Анекдоты

Ввел подразряды. Но и тут одну сказку можно сразу отнести к 5 типам, что не есть правильно.

Сюжет - последовательность неких единиц.

Мотив - неразлагаемая единица повествования.

Но мотив не одночленен.

В древней Руси никто не записывал сказки. Сказки подвергались официальному презрению. В указе царя Алексея Михайловича 1649 строго запрещается колядовать, рассказывать сказки, загадывать загадки. Перелом в отношении к сказке только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. Он ввел их в литературный и общенаучный обиход. Далее использовали сказочные мотивы Жуковский, Гоголь, Ершов.

Два направления:

Тенденция к изданию литературно обработанных сказок.

Стремление к изданию подлинно народных текстов.

Даль принадлежал к представителям первого направления. Он перерабатывал народные сказки и издавал их. Но он и не выдавал своих сказок за подлинно народные.

Была велика потребность в возникновении сборника, кот бы содержал подлинно русские сказки. Афанасьев «Народные русские сказки» он не позволил себе никаких переделок и обработок и включил варианты.