Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры

В ходе освоения действий с предметами возрастает стремле­ние ребенка раннего возраста к самостоятельности и подража­нию взрослым. Развитие игры происходит по трем направлени­ям: линии освоения предметов, линии освоения взрослого через предметы и осознания себя в действиях с предметами. Развитие предметных действий приводит к формированию (с помощью взрослого) двух типов переноса: перенос действия и перенос значения предмета. Первый тип представляет собой перенос ранее усвоенного действия с предметом на другой предмет или в но­вую ситуацию. Например, малыш, освоивший самостоятельное действие — пить из чашки, начинает поить всех знакомых ку­кол, медвежат и даже предметы, которые не содержат в себе об­разы (грузовик, мяч, ботинок). Всякий раз ребенку для осуществ­ления действия нужна чашка — настоящая или очень похожая игрушечная. Но по мере усвоения действие начинает отделяться от конкретного предмета и ребенок оказывается готов перемес­тить значение конкретного предмета (в нашем примере — чаш­ки) на другой предмет, функционально схожий с образцом. Тог­да малыш может поить кукол и мишек из формочки, баночки или даже из ладошки.

В раннем возрасте требования к предмету-заместителю мини­мальны, сходство может быть очень условным — достаточно воз­можности осуществлять само действие. Использование предметов-заместителей, называние предметов новым именем (присвоение нового значе­ния) осуществляется первоначально взрослым, затем ребенком по образцу взрослого и в совместной деятельности, и только позд­нее — самостоятельно.

Дальнейшее развитие игровой деятельности связано с приня­тием ребенком на себя роли. Параллельно с называнием предмета развивается способность ребенка раннего возраста называть себя именем другого человека или персонажа. Называ­ние себя новым именем в соответствии с выполняемым действи­ем происходит также под влиянием взрослого. Родители или воспитатели открывают ребенку потрясающую возможность быть кем-то.

Сравнение ребенком своих действий с действиями взрослого открывает новый мир взрослых людей и готовит почву для воз­никновения собственно сюжетной игры с принятием ролей, мни­мой ситуацией и правилами, предписанными ролью. К концу ран­него возраста появляются зачатки ролевого поведения, которое проявляется в назывании себя или игрушки другим именем и раз­говоре от имени нового персонажа.

В.Хэйт в исследовании, посвященном ретроспективным вос­поминаниям взрослых об их детских играх, подтвердила значи­мость для ребенка людей, которые часто играли с ним. Алан Милн, например, за свое воображение, породившее образ сказоч­ного леса со всеми его знаменитыми обитателями, благодарит поощрявших его детские игры родителей. А Вивиан Голланд вспо­минает, что ее отец, Оскар Уайльд, был великолепным игровым партнером: он ползал на четвереньках и изображал то льва, то волка, то лошадь.

Данные, полученные в процессе изучения детей 4— 11 лет, об­наруживают надежные взаимосвязи между уровнями воображе­ния родителей и детей. Родители детей с развитым воображением часто играют в ролевые и творческие игры, одновременно ограничивая время, которое ребенок проводит у телевизора.

Совместная детско-родительская ролевая игра является бога­тым контекстом для социализации ребенка и присвоения им куль­турных смыслов. Взрослый может помочь детям увидеть потенци­альные воображаемые ситуации, вычленить заложенные в них роли и подразумеваемые правила поведения. Взрослый также может содействовать социальным контактам между детьми.

Деятельность ребенка в игре сосредоточивается на собствен­ном действии, становится самоустремленной и сознательной, приобретая, таким образом, характер истинной деятельности. Игра дает ребенку возможность овладеть собственным действием, отделить себя от действия, стать субъектом по отношению к собственному действию, а следовательно, открыть новые возможности самосоз­нания и субъектности. Максимальная осознанность игрового дей­ствия, отсутствие в нем автоматизмов, внешняя развернутая представленность действия формируют самонаправленность и само­сознание.

Предпосылкой ролевой игры служат и развивающиеся соци­альные контакты ребенка. Начальные этапы развития ролевой игры связаны с расту­щим пониманием ребенком чувств и мнений других людей.

Появление ролевой игры связано также с качеством и степенью эмоциональной привязанности к значимому взрослому. В иссле­дованиях Л. Рогмана, Н.Хазена, Д. Пеплера и других было показа­но, что дети, обладающие чувством надежной привязанности, ско­рее будут исследовать окружающую обстановку в присутствии своих матерей, они общительнее и больше склонны к взаимодействию со сверстниками. Такие дети активнее участвуют в ролевых играх и демонстрируют более высокий уровень развития символичес­кой игры.