УДАРЕНИЕ
СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА
Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.
СЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.
СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ, или иначе
ПРОСОДИЧЕСКИЕ (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.
ТАКТ - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.
ПРОКЛИТИКА - безударный слог перед ударным, напр., я думал. ЭНКЛИТИКА - безударный слог после ударного , напр., знаю я, В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова -артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: "под руку". Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.
Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов. Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.
1. СИЛОВОЕ (ДИНАМИЧЕСКОЕ) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.
2. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ (КВАНТИТАТИВНОЕ) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
3. МУЗЫКАЛЬНОЕ (ПОЛИТОНИЧЕСКОЕ) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.
Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.
В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога
В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.
Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).
К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг.,фр., нем., баш., тат. и многие другие.
Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стищь неритмичны.
К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.
Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы.