Линия и штрих


Искусство рисунка, как и любое другое, имеет свой образный язык. К основным художественно-выразительным средствам рисунка относятся: линия, пятно, штрих, светотень, тон. С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.
Линия — это главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.
Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.
Начиная учиться рисовать, прежде всего нужно усвоить технические приемы владения карандашом, которые будут способствовать успешному усвоению практики изобразительнойграмоты. Начальные упражнения напоминаютфизическиеу-пражнения. Они развивают динамику и укрепляют мелкие мышцы кисти руки для определенной, требующей точности, длительной работы во время рисования.

Рис. 1.5. Упражнения на постановку руки. а - прямые вертикальные линии; б - примые горизональные линии; в - прямые горигонтальные и вертикальные линии; г - прямые диогональные линии в направлении с верху вниз; д - прямые диогональные линии в направлении с низу верх; е - прямые диогональные линии в направлении с низу верх и с верху вниз; ж - горизонтальная волнистая линия с утолщением; з - диогональные волнистые линии с утолщением в направлении с низу верх; и - диогональные волнистые линии с утолщением в направлении с верху вниз;

Рисование начинают с выполнения простейших упражнений, которые помогут развить навыки начертания различных линий и овладеть техникой рисунка.

Рис. 1.6. Упражнения на передачу различного характера линий Цель упражнений — развитие глазомера, приобретение навыков свободных и плавных движений руки рисующего при нанесении линий на бумагу во всех направлениях. Линии как главное средство для изображения предмета должны быть выразительными, разнообразными по толщине и кривизне, а также рационально использоваться в рисунке. Следует вырабатывать такой навык, чтобы линию проводить одним общим движением, что способствует выполнению быстрого, точного и выразительного рисунка. С этой целью упражнения подготовительного характера и первые рисунки необходимо выполнять от руки, на глаз (рис 1.5, 1.6.).

 

 


Штрих — это относительно короткие линии. Накапливаясь в одном месте больше, в других меньше, они создают различный тон на рисунках. Различное насыщение частей рисунка штрихами дает возможность выявить объем и форму изображаемого предмета.

Рис. 1.7. Пример нанисения штриха

Ровное покрытие достигается штриховкой одинаковой светлоты с постоянным интервалом, например, по диагонали квадрата. Для усиления тона первый слой карандаша можно перекрыть вторым — в другом направлении (рис 1.7.).