Структура и функции двигательной единицы (ДЕ).

Термин двигательная единица введен Шеррингтоном и сотр. (1929).

ДЕ является структурной и функциональной единицей нервно-мышечной системы как части двигательного аппарата.

ДЕ - это группа мышечных волокон, иннервируемых одним мотонейроном (рис.)..

Мышца и ее нервный привод состоят из большого количества параллельно расположенных ДЕ.

 

На рис. представлены две ДЕ. Мотонейрон - это двигательная нервная клетка, тело которой находится в передних рогах спинного мозга.

Один мотонейрон иннервирует в мышцах глаза 3-5 мышечных волокон, туловища - 120-160, голени - 3-5 тысяч.

ДЕ работает как единое целое; в нормальных условиях импульсы, посылаемые мотонейроном, приводят в действие все мышечные волокна, входящие в ее состав. Благодаря тому, что мышца состоит из множества функциональных единиц (в крупных мышцах несколько сотен), она может работать не всей своей массой, а по частям. Это постоянно используется при регуляции силы и скорости мышечного сокращения. В естественных условиях частота импульсов, посылаемых мотонейронами в их ДЕ, лежит в пределах 5-35 в 1 сек.; лишь при максимальных мышечных усилиях удается зарегистрировать частоту разрядов, превышающую 50 в 1 сек..

Компоненты ДЕ обладают различной лабильностью:

1. аксон - до 1000 имп сек; 2. мышечное волокно - 250 - 500 имп сек; мионевральный синапс - 100-150 имп сек; тело мотонейрона - до 50 имп сек.. Наименее лабильное звено - более утомляемо.

Рис….. Строение ДЕ