Развитие науки
Систематический курс философии
1. Становление философии науки как особой области философии связанно с позитивизмом.О. Конт
Человек в своем развитии проходит 3 стадии:
-религиозную (когда непонятные явления объясняются ссылками на сверхъестественные силы богов, демонов и. п.)
- метафизическую (когда для объяснения миропорядка строятся умозрительные метафизич. системы)
-позитивную– когда мир объясняется на основе теоретического осмысления фактов)
2. Позитивизм – течение стадии науки, которая определяет все стороны жизни общества.
3. Знание естественных наук – можно считать научным, т. к. они основаны на фактах, полученных с помощью научных методов- математики, статистики и т.д. Знания общественных наук так же можно считать научными только если они получены с помощью математических методов и методов физики.
Неопозитизм
1. Неопозитисты скептически относились к традиционным проблемам философии. Рассуждения о смысле жизни, первичности или вторичности материи, познаваемости мира они считали бессмысленными, ненаучными попытками решения «псевдопроблем».
2. Принцип верификации: научное предложение имеет смысл только тогда, когда оно верифицируемо, т. е. его можно проверить на опыте; необходимые для отделения научного знания от ненаучного.
3. Критика верификации:
· Когда попытались применить строго и последовательно, от науки мало что осталось. Огромное количество научных теорий не проверяется экспериментами.
· Верификация должна быть бесконечной.
· Невозможен «чистый» эмпиризм. В опыте проверяется не отдельные предложения, а система взаимосвязных утверждения (научная теория).
Постпозитивизм
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)
1. Выступал против индукции, настаивал на опытном подтверждении теории, т. к.:
· Индукция перечисления всегда неполна – опираясь на нее,ничего нельзя объяснить.
· Индукция исключения тоже не работает, т. к. число оцениваемых теорий бесконечно.
2. Выступал против верификации, т. к. он заявил, что разум не беспристрасен; наблюдение всегда направляется теоритическими ожиданиями. «Чистого» объективного наблюдения не существует.
3. Критерий фальсификации – теория должна формироваться таким образом, чтобы существовала возможность фальсификации ее следствий со стороны фактов.
4. Гл. задачей ученых является опровержение, фальсификация теорий, (чем раньше найдется ошибка, тем быстрее можно перейти к следующей теории). Каждая теория обязательно содержит в себе ошибку. И ученые должны ее обнародовать, если не хочет топтаться на месте.
Томас Кун (1922-1996)
Описывал развитие науки, как смену различных периодов – революционных и относительно спокойных. Спокойные периоды он называл «нормальной наукой» (та, что сущ. признанные большинством научного сообщества теории, принципы, приемы исследования).
В рамках норм.науки ученые сталкиваются с неожиданными фактами, которым трудно найти объяснения с помощью существующих теорий, такие необъяснимые факты накапливаются, их становится все больше и в конце концов происходит скачек в развитии науки – НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. В результате сообщество ученых выбирает новую теорию, меняются методы исследования и доказательства, объяснение мира поднимается на кач. др. уровень.
Таким образом, развитие науки не плановый рост, а периодическая коренная трансформация, ломка сложившихся взглядов.
Имре Лакатос (1922-1974)
Назвал свою концепцию «утонченным фальсификационизмом», т. е. он шел вслед за Поппером, но несколько видоизменил и уточнил его концепцию развития науки. Он обратил внимание на то, что часто ученые не спешат отказываться от той или другой научной теории, даже когда встречаются с противоречащими ей фактами.
«Научно-исследовательская программа» (НИП): ученые всегда имеют дело не с отдельной теорией, а с «семейством» взаимосвязанных теорий, которые объединены общими методическими принципами. Такое «семейство» теорий Лакатос и назвал НИП. Каждая НИП имеет «твердое ядро» - каркас программы, ее важнейшее, фундаментальное положение, составляющее ее суть, и «защитный пояс» - вспомогательной теории, которые могут меняться, уточняться, отрабатываться (он смягчает удары критики, не дает им разрушить «твердое тело» НИП, итак может продолжаться довольно долго, иногда столетия).
Локатос сделал вывод, что «ни эксперимент, ни предложение наблюдения не дадут сами по себе вести к фальсификации. Не может быть никакой фальсификации прежде, чем появится лучшая теория». Поэтому, с его точки зрения, история науки – история конкуренции различных научно-исследовательских программ.
Философия истории (культуры).
Гегель, Маркс, Шпенглер, Тойнби.
Гегель считал, что история развивается поступательно.
Прогресс Прогресс,
Примитивность закономерное развитие
Двигатель истории – великие личности (Гегель)
Личность - функция ситуации. Историю творят массы. (Маркс)
О. Шпенглер «Закат Европы».
Поступательного развития истории нет. Это выдумка последователей Гегеля.
История – набор культур, которые похожи на живой организм, который живет примерно 1000 лет. Она рождается, растет, цветет, дряхнет, умирает.
У каждой культуры существует неповторимая душа, которая выражается в характерном базовом символе, типе религии, особенностях искусства и неповторимом переживании пространства и времени.
Когда культура умирает – она превращается в цивилизацию – это отмирание и тиражирование культуры.
Признаки цивилизации.
1. Народ становится толпой.
2. Города – мегаполисами
3. Демократия вырождается в диктатуру
4. Человек – раб машин.
5. Человек – объектполитической пропаганды.
Выявил цивилизацию
- Майя - Египетскую- Вавилонскую-Китайскую-Индийскую-Арабскую-Античную-Западно-Европейскую
Русско-сибирская культура только зарождается.
А. Тоинби «Постижение истории».
Теория локальных цивилизаций.
Цивилизация – больше, чем нация, но меньше чем человечество.
Причины возникновения цивилизации:
1. Среда дает «вызов», т. е. проблемную ситуацию, которую нужно решить.
Если находят удачный ответ, т. е. решение проблемы, возникает условие для возникновения цивилизации. Ответы на вызовы истории дает творческое меньшинство.
Если вызов остается без должного ответа – происходит НАДЛОМ. Творческое меньшинство вырождается в правящие меньшинства, которые всеми силами стараются сохранить свою власть.
Разложение и гибель могут растягиваться на тысячелетия.
Научная картина мира. Материалистическая картина мира.
Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях (это все, что не сознание).
Материя – субстанция; причина самой себя.
метагалактика |
галактика |
молекулы |
макротела |
планеты |
атомы |
Элементарные частицы |
Белки ДНК |
Планетные
системы
Теория большого взрыва (сейчас это гипотеза)
Жизнь – самозародилась или занесена из космоса (фантастический вариант).
Либо создана Богом.
Самозародилась – малая вероятность, что белки синтезировались сами по себе.
Занесена из космоса – метеоритом либо инопланетянами.
Клетка – имеет одинаковое строение (у растений и у животных – схожи)
Почему из 1 клетки появилось все многообразие животных и растений?
Как возникла клетка?
А материалисты – против. (все само по себе)
Гипотеза Дарвина – «теория эволюции».
3 силы :
- изменчивость – под влиянием среды организм изменяется.
-наследственность – самые удачные приспосабливаются передаются по наследству.
- естественный отбор – выживает сильнейший.
Зарождение сознания.
Сознание – возникает вместе с человеком и человеческим обществом (их формирование параллельно).
Сознание дает преимущество человеку как биологическому виду. (приспосабливается к любым условиям).
В чем причина превращения обезьяны в человека?
Материалисты : «труд сделал человека из обезьяны».
Что заставило? Почему обезьяна оставила дерево? Что заставило взять палку в руки.
Африканские племена считают – что есть счастливые обезьяны и умные – гориллы – без хвоста и не говорит, а чел. – глупая обезьяна – оторвала хвост научилась говорить и обязана трудиться.
Будущее человечества : куда оно эволюционирует?
1. Человек не совершенен =>созд. цивилизация роботов.
2. Современное человечество создано для того, чтобы появились люди, сбросили оболочку – чтобы появиласьэнергия, чистое создание.
Земля –это сбалансированная система => изменение одного => ведет к изменению всего.
Материалистическая гипотеза происхождения сознания
Сознание – субъективный образ объективного мира.
Почему возникло? => потому что вся материя имеет св-во отражения (изменяется под влиянием каких-то обстоятельств)
Неживая материя – отражение взаимодействия нежив. Объектов.
Растения – обладают ли сознанием? – они реагируют на изменение окружающей среды.
Животное – появляется психика = зарождение нервной системы и мозга – инстинкты.