По южному направлению, возникшему в первой половине XVIII века, сложился Главный Сибирский почтовый тракт.
В конце XVII века организация движения на дорогах совершенствуется. Появляется (1717 г.) государственная почтовая служба на дорогах. Северная дорога становиться первым почтовым трактом, имеющим международное значение.
Петровская эпоха
Сибирские пути в эту пору были водными.
· Северный – с низовья реки Оби.
· Южный – был основным направлением в Сибири: от Тобольска на Обдорский Городок, Сургут, Нарым, Кецк, Енисейск, Илимский острог, Усть – Кут, Киренск, Олекминск, Якутск. От этого направления отходили пути на Братский, Балаганский остроги, Иркутск, Верхнеудинск (Улан-Удэ), Читу и Нерчинск, который в то время становится основным пунктом торговли с Китаем. Складывался «чайный путь» в Китай через Кяхту.
Петр I придавал развитию почтовой связи и сохранности почтовых отправлений в пути большое значение. В Указе по этому поводу отмечается: «… всякие иноземские и торговых людей грамотки… бережно перевозить в мешках под пазухою, чтобы от дождя не замочить и дорогой пьянством не утратить». Более 17 тыс. верст почтовых трактов было в ведении Почтового ведомства России. Европе потребовалось 150 лет, чтобы догнать Россию в организации государственной почтовой связи на дорогах.
При Петре I сеть дорог увеличивается.*
· Москва – Азов.
· Пролегла извилистая сухопутная дорога между обеими столицами, но была она в очень плохом состоянии. Даже иностранные послы из Москвы до Санкт – Петербурга добирались за 5 недель из-за грязи и поломанных мостов. По высочайшему повелению Петра I, указом от 1 июня 1722 началось возведение дороги от Волхова до Москвы. При жизни Петра I было построено всего 120 км.
При правлении Анны Иоанновны (короновалась в 1730 г.) – создана «канцелярия строения першпективной дороги»: С. Петербург – Москва (прямолинейная).
16 марта 1733 года принят Указ Сената: «О проведении самого длинного тракта в мире». С этой даты начинается первый этап устройства транспортного пути, по которому требовалось соединить не только европейскую часть России, но и всю Европу с Азией и Китаем. По времени выход Указа связывался с началом работы второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Ставилась цель наладить регулярное (раз в месяц) почтовое сообщение восточных городов, в том числе Иркутска с Тобольском и далее с Петербургом. В. Берингу поручилось «назначить станы, от которого места возить летом и зимой почту»…Намеченные станции к 1741 году в основном были построены. На каждой из них содержалось по 4 пары почтовых и несколько ямских лошадей.
В период царствования дочери Петра I Елизаветы в 1746 году по дороге С. Петербург – Москва, протяженностью 728 верст, началось движение. «Першпективная» дорога была лучшей в России в то время. Она была укреплена местными материалами: хворостом, жердями, каменной выстилкой, песком и другими. На дороге действовало 25 почтовых станций.
В 50-х годах XVIII в. правительство стало усиленно заниматься вопросами устройства и заселения «Московской» столбовой дороги. Дело в том, что ямскую гоньбу от восточных уездов Тобольской губернии до Томска поручалось выполнять государственным крестьянам – разночинцам этих уездов. С 21 августа 1755 года по представлению сибирского губернатора В.А. Метлева Сенат издал Указ о возложении этих обязанностей на переселенных и добровольно набранных ямщиков.
В 1756-1763 годы важнейшим событием в жизни всего мира стала семилетняя война с Пруссией. Война требовала средств, в большей степени которые пополнялись реализацией пушнины из Сибири. Расширялись рудники и плавильные заводы по производству серебра, меди, свинца. Требовалось пополнять эти объекты рабочими руками, а также перевозить руду и продукцию. Назрела необходимость улучшить проезжаемость по главному «Сибирскому» тракту, чтобы ускорить доставку необходимых грузов.