Дороги Нового света
Появление автомобиля привело к невиданному до сих пор количественному и качественному росту, не просто шоссейных, а автомобильных дорог.
В XVII веке в Европе по шоссейным дорогам начинается регулярное почтовое и пассажирское движение, и не только внутри отдельной страны, но и международное.
В 1777 г. для укатки стал применяться чугунный каток весом 3,5 т. на конной тяге. В 1859 г. был применен паровой каток и изобретена камнедробилка.
В XVI-XVII веках во Франции было построено много национальных дорог, соединяющих Париж с главными и пограничными городами.
Возрождение дорог
Возрождение дорог началось во Франции, где в XIII веке «Королевские дороги» имели ширину, позволяющую проезд двух повозок.
Была введена дорожная барщина(!). Крестьяне должны были отработать на строительстве дорог до 40 дней в год. Позднее, в связи с возмущением крестьян, барщина была заменена натуральной дорожной повинностью (денежный взнос). Возчики же на обратном пути должны были подвозить в определенные места каменный материал для ремонта дорог.
В 1747 году в Париже открывается Национальная школа строительства мостов и дорог – первое в мире высшее учебное заведение, которое готовило инженеров-дорожников (в России – 1810 г).
Основное влияние на развитие дорожной сети Франции оказала разработка инженером Трезаге новой конструкции дорожной одежды, общая толщина которой не превышала 30-40 см. Вместо крупных камней или плит в нижнем слое применялся булыжник, устанавливаемый «тычком». Мостовая из булыжника расклинивалась слоем крупного щебня, а последний - более мелким. Верхний слой создавался россыпью высевок. Дороге придавался (серповидный) выпуклый профиль. Уплотнялась дорога самоукаткой, от прохода по ней экипажей, что не обеспечивало равномерного уплотнения.
Шотландский инженер Мак-Адам предложил строить дороги из двух слоев уплотненного щебня, общей толщиной 30-40 см, что позволяло механизировать работы. Этот тип дорог получил название «макадам» и быстро распространился по всем странам.
На территории современного Перу (Южная Америка) в 30-х г. XV столетия существовало рабовладельческое государство инков с богатой и своеобразной культурой. Для военных, административных и хозяйственных целей инки строили много дорог, по которым передвигались пешком: шагом или бегом. Грузы перевозили на вьючных животных.
Выдающейся путешественник и исследователь Южной Америки А. Гумбольдт (1765-1859 г.) назвал дороги инков … «самым поразительным и полезным из всего, что когда-либо было создано руками человека».
Широкая (8 м), вымощенная крупными каменными плитами, дорога вилась между скал по крутым склонам к вершине покрытой вечными снегами. Вдоль дорог по каналам постоянно текла родниковая вода. От палящих лучей солнца дорога была защищена деревьями или глинобитными стенами с декоративными растениями. Для отдыха воинов и путников через 20 км размещались постоялые дворы. Протяженность таких дорог – 10 тыс. км.
Инки создали и скоростную почтовую связь – через каждые 3 км на дорогах стояли почтовые станции. Почту доставляли курьеры эстафетой круглосуточно и … бегом (V ≈ 400 км/сут). Это приблизительно соответствует современной доставке почты по железной дороге.
А этого инки достигли 500 лет назад!