Персидский царь Кир в 538 г. до н. э. овладел Вавилоном.
Имелись специальные справочники-путеводители, в которых указывались расстояния между городами в днях и часах пути. Эти достижения ассирийцев позже были переняты многими народами.
Военные дороги (колонные пути)
Лекция 1. Древние дороги
Перед центральной властью рабовладельческого государства ставились две задачи:
· обеспечить захват смежных (пограничных) стран и рабов;
· обеспечить их эксплуатацию и подавление восстаний в захваченных странах и внутри страны.
Обе эти задачи требовали путей, ведущих к границам. Таким образом, начало создания постоянных путей (дорог) было связано не с хозяйственно-экономическими, а с военно-административными соображениями.
В связи со сказанным можно в рабовладельческом обществе выделить следующие виды дорог (путей):
· военные (для прохода армий);
· торговые пути (товарообмен);
· пути для управления (для регулярной связи между центральными властями и армией, доставки завоеванной добычи);
· подъездные пути (для перевозки грузов из каменоломен к местам строящихся сооружений);
· дороги для культовых процессий (обычно в городах).
Из истории древнего мира известно, что первоначальное использование колеса, изобретенного >3500 лет до н. э., народом – шумеры, было в боевых колесницах. Для их передвижения (до 4 лошадей в упряжке) нужны были далеко не тропы.
В XXX веке до н. э. колесницы появились в Ассирии, там же возникла и дорожная сеть. Дорожная сеть служила для поддержания политического могущества. В VIII–VII в.в. до н. э. Ассирия стала самым могущественным государством Передней Азии с центром в городе Ниневея – «Логовище львов». В составе ассирийских войск были отряды для устройства дорог, сооружения мостов и фортификаций.
Дороги хорошо обслуживались. В период военных действий на них применялась световая сигнализация – костры на возвышенных местах. Дороги охранялись. В пустынных местах на дорогах устраивались колодцы, устанавливались путевые знаки. Существовала служба гонцов для доставки военных сведений.
В 1792-1750 гг. до н. э. царь Хаммурапи покорил все Междуречье. Вавилонские дороги уже имели прочные дорожные покрытия. Ширина дорог 3,5 м, её окаймлял каменный бордюр. При подходе к столице дорога шла между высоких стен.* Для устрашения путника и подчеркивания величия власти царя на стенах вдоль дорог вылепливались цветные барельефные изображения диких зверей, драконов и разных чудовищ.
Дорожная сеть Персидской империи, особенно в эпоху царя Дария (551-468 гг. до н. э.), может, в какой-то мере, представлять аналогию современной дорожной сети**.
Персы вели несколько воин с греками, боровшимися за независимость. Длинные переходы войск, в составе которых были всадники, колесницы, колесные повозки, требовали благоустроенных дорог. Была построена «Царская дорога» (длинна - 1800 км, а в других источниках – 2600 км) от города Эфес*** (Эгейское побережье) до центра Месопотамии – город Сузы. Кроме этой дороги были и другие, соединявшие Вавилон с индийской границей и «Царскую дорогу» с центром Финикии (г. Тир), с Мемфис (Каир), с г. Синои на Черном море.