Системы поддержки принятия решений

Расширение предметной области социальной информатики

Актуальные проблемы социальной информатики

В целом, к предметной области социальной информатики можно отнести следующие явления компьютерной активности общества:

- социологический анализ основных направлений внедрения информатики в общественную и социальную сферы – телекоммуникации, системы обучения, Государственная компьютерная система «Выборы», multimedia и др.;

- влияние информатики на социальные явления в обществе (телекоммуникации, позволяющие людям общаться без политических, географических, временных и других ограничений);

- исследование влияния социальной среды на задачи, стоящие перед информатикой (создание средств информатики, как программных, так и аппаратных, доступных самому широкому кругу пользователей по критериям сложности, стоимости, распространенности и т.д.).

В результате распространения персональных и домашних компьютеров, телекоммуникаций, когда участниками процесса использования достижений информатики стали сотни миллионов людей, проблемы информатики перестали быть внутренним делом технических специалистов и приобрели ярко выраженный социальный характер.

С позиций сегодняшнего дня можно выделить следующие предметные области, проблемы которых в первую очередь заинтересуют специалистов, занимающихся социальной информатикой:

- интернет как фокус взаимодействия компьютера и общества;

- финансовая инженерия и ее влияние на экономические процессы;

- методы информатики в социологических и политологических иссле
дованиях
;

- системы поддержки принятия решений;

- принятие решений при чрезвычайных ситуациях;

- геоэкоинформатика;

- информационная безопасность.

Одним из источников и составных частей социальной информатики являются системы поддержки принятия решений (DSS — Decision Support Systems). Эта проблематика начала развиваться с середины 70-х гг., когда программисты и психологи поняли, что компьютер (а вернее – программист) должен учитывать психологию и социальные особенности конечного пользователя (ЛПР — лица, принимающего решения).

Ключевым словом в этих разработках является понятием «поддержка». Это должна быть компьютерная система, которая предоставляет ЛПР средства для использования моделей и данных, чтобы распознавать, понимать и формулировать задачи. Классические системы поддержки принятия решений были ориентированы в большей степени на осуществление вычислительных функций, чем логических. Популярные в среде специалистов по искусственному интеллекту экспертные системы имели крен в сторону работы только с логической информацией. Новое поколение DSS должно оперировать как с традиционной хорошо структурированной информацией, использующей аппарат СУБД (систем управления базами данных), так и системами, основанными на знаниях, а также с другими видами информации – текстами, изображениями, даже иногда звуками, а также учитывать социальные и психологические особенности пользователей компьютерных систем.

В проблематике систем поддержки принятия решений, использующих методы искусственного интеллекта, или – как сейчас считается более правильным называть – системы, основанные на знаниях, имеется ряд самостоятельных направлений, развитие которых способствует усилению социальной составляющей в этих системах. Так особенно важна разработка информационных технологий, позволяющих аккумулировать социальный опыт всех участников процесса принятия решений в рамках некоторой общей компьютерной среды и интегрировать в рамках решения одной задачи различные подходы и методы компьютерной поддержки принятия решений.

Компьютерная поддержка принятия решений является необходимым условием принятия качественных решений сложных проблем с большими объемами информации. Компьютерные системы могут оказывать существенную пользу, если они создаются быстро, хорошо адаптируются, настраиваются на меняющиеся условия и учитывают специфические особенности ЛПР.