Вопрос 4.4: Выбор трассы трубопроводов.

Вопрос 4.3: Порядок проведения работ при сооружении трубопровода.

Вопрос 4.2: Сортамент труб.

При сооружении нефтепромысловых коммуникаций применяют стальные трубы из малоуглеродистой и низколегированной стали, обладающие хорошей свариваемостью. Эти трубы выпускаются бесшовными электросварными, спирально-сварными и других конструкций. Бесшовные трубы больших диаметров изго­тавливают горячекатанными, малых диаметров - холоднокатаннымию Сварные трубы больших диаметров имеют продольный или спиральный шов, а трубы малых диаметров - продольный шов. Наибольшее рас­пространение в промысловом обустройстве получили бесшозные горячекатанные трубы с наружным диа­метром 57 - 426 мм, длиной от 4 до 12,5 м, изготовляемые из спокойной мартеновской стали марок ст. 10. ст. 20 и сталь 4сп. Основные данные этих труб приведены в таблице 3.

 

Таблица 3.

 

Наружный диаметр трубы, мм   Теоретическая масса 1 м трубы (кг) при толщине стенки, мм
-
4,00 5,23 6,41 7,55 8,63 9,67 10,65 11,59 12,48
4,22 5,52 6,78 7,99 9,15 10,26 11,32 12,33 13,29
4,96 6,51 8,01 9,47 10.88 12,23 13,54 14,80 16,01
5,40 7,10 8,75 10,36 11,91 13,42 14,87 16,28 17,63
- 8,38 10,36 12,28 14,16 15,98 17,76 19,48 21,16
- 10,26 12,70 15,09 17,44 19,73 21,97 24,17 26,31
- 12,73 15,78 18,79 21,75 24.66 27,52 30,33 33,10
- - 18,99 22,64 26.24 29,79 33,29 36,75 40,15
- - 20,10 23,°7 27,79 31,57 35,29 38,97 42,59
- - - 31,52 36,60 1 41.63 46,61 51,54 56,43
- - - - 45,92 52,28 58,60 64,86 71,07
- - - - - 62,54 70,14 77,68 85,18
- - - - - - 81,68 90,51 99,29
- - - -     92,55 102,59 112,58

Также применяются электросварные трубы диаметром 426 - 1620 мм, изготовляемые из стали марок сталь 2сп, сталь Зсп, сталь 4 сп. Эти трубы рассчитаны на давление до 1,2 МПа.

 

 

При сооружении того или иного трубопровода, прокладываемого по площади месторождения, при­держиваются следующего порядка: прежде всего согласуют с землепользователем временное отчуждение земли, по которой должен прокладываться трубопровод. После такого согласования роют траншеи на глу­бину ниже глубины промерзания почвы и подвозят плети труб к этой траншее. Затем сваривают вручную (для диаметров до 800 мм) или автоматически (свыше 800 мм) стыки труб, поддерживаемых на весу тру­боукладчиками, тщательно очищают наружную поверхность трубопровода от грязи и окалины и наносят на нее битумное покрытие с последующей обверткой крафт-бумагой и лентой гидроизоляции, предохраняющих трубопровод от коррозии.

После проведения всех этих работ сваренный и изолированный трубопровод трубоукладчиками по­гружается на дно траншеи и закапывается той же землёй, которая была вынута из траншеи. Затем грейде­рами выравнивается поверхность земли на трассе трубопровода и производится рекультивация почвы.

При выборе трасс сложной сети промысловых трубопроводов, прежде всего, руководствуются дан­ными комплексного проекта разработки месторождения. По данным этого проекта (сетка расположения скважин, топографическая карта месторождения) с учетом режима разработки (с ППД или без него) произ­водится изыскание необходимых трасс трубопроводов, выбор площадок для установки ГЗУ, размещения оборудования ДНС, УПН, УПСВ, товарных парков и ГПЗ.

Для ровного рельефа местности месторождения (Север, пустыня) не существует проблемы выбора трасс отдельных трубопроводов - все они прокладываются наикратчайшем путем. Если месторождение име­ет неровный рельеф местности или на площади его расположены населенные пункты или какие-либо дру­гие сооружения, то возникает серьезный вопрос о рациональном выборе трассы трубопроводов и площадок. Трассой трубопровода является линия, определяющая положение трубопровода на местности. Эта линия, нанесенная на карту или план местности, называется планом трассы.

Кроме выбора трассы, проектирование трубопроводов на площади месторождения должно сводиться к решению следующих основных задач:

1) выбор оптимальных длин и диаметров выкидных линий и сборных коллекторов, отвечающих минимуму расхода металла, затрат на их строительство и эксплуатационных издержек:

2) гидравлический, тепловой и механический расчет трубопроводов, транспортирующих как одно­фазную, так и многофазную жидкость.