Тема: Формы обучения.

Лекция №5.

План:

 

1. Организационные формы обучения (исторический аспект).

2. Урок как основная форма школьного обучения, требования к современному уроку.

3. Типы и структура уроков.

4. Виды современных организационных форм обучения.

4.1.Нестандартные уроки.

4.2.Дополнительные занятия, консультации, экскурсии.

4.3.Домашняя учебная работа учащихся.

4.4.Учебная конференция, лекция.

4.5.Семинарские занятия и практикумы.

4.6.Вспомогательные формы обучения.

4.7.Фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

 

1. Организационные формы обучения (исторический аспект).

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения. Форма – внешнее выражение какого-либо содержания.

Формы организации обучения классифицируются в соответствии с различными показателями: количество учащихся, место учёбы, продолжительность учебных занятий.

По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения.

По второму критерию – школьные и внешкольные формы обучения. Школьные формы – уроки, работа в мастерских, лабораториях, работа на пришкольном участке. Внешкольные формы: экскурсии, домашняя самостоятельная работа и прочие формы обучения вне школы.

По длительности обучения различают урок (45 мин.), сокращённый урок (35 мин.), интегрированный урок (90 мин.).

Формы организации обучения сложились исторически. Наиболее древняя форма – индивидуальное обучение.

Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавали опыт посредством письменных знаков, также занимаясь с учениками индивидуально.

По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. При индивидуально-групповом обучении учитель по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек (группу учеников). Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и т. д. до тех пор, пока ученик, не освоит науку, ремесло или искусство. При этом в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы.

В средние 16-го века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Такой системой стала классно-урочная система (она впервые появилась в братских школах Белоруссии и Украины). В XVII в. Я. А. Коменский научно обосновал и описал эту систему в книге «Великая дидактика».

Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами

Структурными частями урока были: начало (побуждение учеников с помощью вопросов восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее), продолжение (разъяснение учителем нового материала), окончание (закрепление учениками только что услышанного материала и выполнение ими упражнения). Я. А. Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа - учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении. Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К. Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию.

Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет.

Основные черты классно-урочной системы: