Тема: Формы обучения.
Лекция №5.
План:
1. Организационные формы обучения (исторический аспект).
2. Урок как основная форма школьного обучения, требования к современному уроку.
3. Типы и структура уроков.
4. Виды современных организационных форм обучения.
4.1.Нестандартные уроки.
4.2.Дополнительные занятия, консультации, экскурсии.
4.3.Домашняя учебная работа учащихся.
4.4.Учебная конференция, лекция.
4.5.Семинарские занятия и практикумы.
4.6.Вспомогательные формы обучения.
4.7.Фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
1. Организационные формы обучения (исторический аспект).
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения. Форма – внешнее выражение какого-либо содержания.
Формы организации обучения классифицируются в соответствии с различными показателями: количество учащихся, место учёбы, продолжительность учебных занятий.
По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения.
По второму критерию – школьные и внешкольные формы обучения. Школьные формы – уроки, работа в мастерских, лабораториях, работа на пришкольном участке. Внешкольные формы: экскурсии, домашняя самостоятельная работа и прочие формы обучения вне школы.
По длительности обучения различают урок (45 мин.), сокращённый урок (35 мин.), интегрированный урок (90 мин.).
Формы организации обучения сложились исторически. Наиболее древняя форма – индивидуальное обучение.
Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавали опыт посредством письменных знаков, также занимаясь с учениками индивидуально.
По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. При индивидуально-групповом обучении учитель по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек (группу учеников). Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и т. д. до тех пор, пока ученик, не освоит науку, ремесло или искусство. При этом в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы.
В средние 16-го века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Такой системой стала классно-урочная система (она впервые появилась в братских школах Белоруссии и Украины). В XVII в. Я. А. Коменский научно обосновал и описал эту систему в книге «Великая дидактика».
Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами
Структурными частями урока были: начало (побуждение учеников с помощью вопросов восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее), продолжение (разъяснение учителем нового материала), окончание (закрепление учениками только что услышанного материала и выполнение ими упражнения). Я. А. Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа - учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении. Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К. Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию.
Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет.
Основные черты классно-урочной системы: