Исходные позиции

Программа дизайнерского образования ВНИИТЭ

Из сборника «Дизайн в общеобразовательной системе».

Концептуальная программа дизайнерского образования разработана специалистами ВНИИТЭ для ряда сред них учебных заведений страны – Международного детского учебного центра и Лицея автомобилестроения, открытых в Москве, лицея дизайнерской ориентации при Ростовском государственном университете и некоторых других. Заведения эти уже имеют ту или иную специализацию. Так, в Лицее автомобилестроения функционируют инженерный и экономический факультеты, а в состав Международного учебного центра входят три лицея – менеджмента, экологический и художественный. В такие дифференцированные образовательные структуры достаточно органично включаются и отделения, факультеты дизайна (обобщенно мы будем называть их дизайн–колледжем), прием на которые осуществляется после семи классов общеобразовательной школы. В отличие от автономных независимых школ–студий, подобных студиям СТАРТ и ЭДАС, здесь мы имеем дело с государственными средними общеобразовательными, хотя и специализированными, школами, с характернойдля нашей образовательной системы организационной структурой, типовым набором учебных дисциплин (кроме дисциплин специализации), сложившимися методами преподавания, достаточно жесткими учебными планами, сеткой часов и т. д. И цикл дизайнерских дисциплин необходимо вписать в этот организм, по возможности не нарушая его целостности.

В программе реализована концепция образовательного пространства«Органон», а также использован опыт подготовки в области проектнойкультуры некоторых отечественных и зарубежных школ, в частности британской и японской. Профиль учебных заведений, для которых первоначально предназначалась программа, – Международного детского учебного центра с его гуманитарно-художественной ориентацией и Лицея автомобилестроения, имеющего инженерно–техническую направленность – определил и век торы дизайнерских специализаций – арт–дизайн и инженерный дизайн. Но в целом в своем методическом содержании программа едина и универсальна и может быть адаптирована к любому среднему учебному заведению.

Главная ценностная ориентация дизайнерского образования – воспитание проектности, проектного мышления, трансляция учащимся методов проектирования – выдвигается для всех учащихся средней школы, независимо от их способностей и наклонностей. Однако в дизайн–колледж желательно отбирать подростков, заведомо способных воспринимать проектную культуру во всем богатстве ее проявлений и в дальнейшем готовых сделать дизайн своей профессией. Желательно также, чтобы выпускники дизайн–колледжа получали начальную профессиональную квалификацию – младшего дизайне ра, дизайнера–макетчика, дизайнера–чертежника, что даст им возможность работать сразу же после окончания школы. Проблема профессионального отбора далеко не проста, что объясняется сложностью самой профессии дизайнера, интегрирующей в себе научное и инженерно–техническое знание со способностью художественно–образной интерпретации проектных ситуаций.Отечественная педагогическая практика пока еще не выработала сколько-нибудь целостных методик отбора. В художественно–промышленных вузах абитуриенты дизайнерских факультетов подвергаются экзаменам по художественным дисциплинам – рисунку, живописи, композиции. Разумеется, художественные способности – необходимый критерий отбора будущих профессионалов в области дизайна. Но нужна еще и дополнительная система тестов, вскрывающих именно проектные способности.

В зарубежных источниках в перечне наиболее общих характеристик личности, претендующей на обучение проектированию, фигурируют такие качества, как способность к визуальному мышлению и креативность (созидательность, «творческость»), а также некоторые черты характера. На эти качества и проводится тестирование поступающих на дизайнерские или архитектурные факультеты. Необходимость тестов на визуальное мышление объясняется тем, что, согласно результатам специальных исследований, дизайнер мыслит «графически» – зрительными образами и моделями. С точки зрения психологии восприятия такое мышление включив в себя ряд перцептивных процессов – определение пространственных соотношений, опознавание облика объекта по его линейным очертаниям, реконструирование трехмерного объекта по его двухмерному изображению, а также процессы зрительной памяти. Наиболее простые тесты для проверки таких способностей – это задания на воспроизведение по памяти предъявленного на короткое время объекта или воспроизведение внутренней структуры объекта, но его внешнему виду (например, план простого дома, но фотографиям с него) и т. п. Для подростков подобные задания не следует переусложнять. Свойство креативности, безусловно, главный критерий отбора учащихся для дизайн–колледжа. Один из возможных тестов – складывание конфигураций из определенного набора элементов – позволят оценить такие качества ума, как быстрота, гибкость (разнообразие идей), оригинальность (уникальность форм), масштаб охвата (число элементов, использованных в конфигурации). Наиболее доступный тест – предъявление простого задания проектного характера.

В программе для Лицея автомобилестроения в качестве такого задания, заимствованного из зарубежной педагогической практики, предусмотрен проект складного столика для загородных пикников. Задание это домашнее, с недельным сроком выполнения. Претенденты должны представить, помимо окончательного проекта, эскизы и записи, проделанные по ходу работы. Немаловажным в профессиональном отборе специалисты считают и имманентные качества личности претендента, черты его характера. Среди таких черт выделяются контактность в отношениях с людьми, самодисциплина, независимость суждений, склонность к самоанализу, наличие интуиции, эмоциональность, чувствительность и пр. Вопрос о личности, о способностях, склонностях и характере человека в программах дизайнерского образовании имеет принципиальное значение. Ведь очевидно, что дать учащимся достаточно глубокие знания и привить твердые навыки в области дизайна за столь короткое время (3– 4 старших класса при 4–6 занятиях в неделю) практически невозможно. Поэтому процесс профессионального обучения должен иметь направленность не столько образовательную, сколько воспитательную. Особый акцент на этом делают британские специалисты, и их мнения отнюдь не безынтересны для нас.

Основная воспитательная установка английских педагогов дизайна заключается в том, что дизайнерское образование должно готовить выпускников школ к быстрым изменениям в самом обществе, а не в средствах приспособления к нему – тому обществу, которое известно нам сегодня. В этом смысле дизайнерское образование, призвано не только интегрировать, все получаемые в школе общие и специальные знания, умения и навыки, но и формировать черты личности, необходимые для активного восприятия изменений, происходящих в мире.

В английской школе это осуществляется не автоматически, а целенаправленно, при самом активном творческом участии преподавателей, которые поощряют развитие тех или иных положительных качеств личности, помогают преодолевать неизбежные в подростковом возрасте сомнения и т. д.

Английские специалисты довольно скрупулезно перечисляют те чертыхарактера, которые должны как бы подкрепить кардинальное для дизайн–специализации свойство креативности:

· восприимчивость, интерес к миру вещей, к его многообразию и единству; понятливость,

· способность к обобщению понятого;

· автономность, независимость характера;

· способность к общению с широким кругом людей, и не только в личном, речевом контакте, но и посредством письменных текстов, рисунков, схем, чертежей и т. п.;

· склонность к аналитической и исследовательской работе;

· дисциплинированность, настойчивость, старательность, прилежность;

· готовность ставить и решать проблемы, ментальная активность;

· умение планировать свою деятельность;

· способность критически оценивать ее результаты; критичность по отношению к проектам и изделиям, выполненным другими;

· способность самоутверждения, честолюбие, умение убеждать;

· чувство ответственности перед обществом за дело, которое выполняешь.

Выявление и укрепление всех этих качеств – педагогико–воспитательная задача, приемлемая и для наших колледжей и лицеев, специализирующихся в области дизайна. Но как образовывать такого специалиста, чему следует учить его?

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕ ТИКИ ИНСТИТУТ Всесоюзный научно–исследовательский Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (ВНИИТЭ). Создан в 1962 в Москве.

Институт разрабатывает:

1.теоретические проблемы технической эстетики и эргономики,

2.методику художественного конструирования,

3.проекты отдельных видов массовых и уникальных изделий машиностроения, и товаров культурно–бытового назначения;

Институт осуществляет координацию научно–исследовательских работ в области технической эстетики и эргономики, а также методического руководство работой специализированных художественно–конструкторских бюро, отделов и групп, действующих на предприятиях и в организациях различных министерств и ведомств.

В составе института: отделы теории и методов художественного конструирования, эргономики, экспертизы потребит, свойств изделий, художественного конструирования изделий машиностроения, комплексных проблем оборудовании жилых и обществ, зданий, декоративных свойств новых материалов и покрытий,анализа, обобщения и распространения опыта художественного конструирования.

Филиалы: в Ленинграде, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Харькове, Минске, Тбилиси, Ереване, Вильнюсе; опытное производство в Москве.

Институтимеет очную и заочную аспирантуру; учёному совету предоставлено право приёма к защите кандидатских диссертаций. Издаёт ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», Публикует сборники трудов, методические рекомендации, информационные материалы.

Службы технической эстетики возглавляет всесоюзный научно–исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с его филиалами в крупнейших городах страны – С. Петербурге, Киеве, Харькове, Ереване, Баку, Свердловске, Минске, Вильнюсе, Тбилиси, Хабаровске. Деятельность института и его филиалов необычайна многогранна. Институтведёт проектирование не только в обычном смысле этого слова, но и проектированиепоказательное, проектирование «завтрашнего дня».

В результате существования «дизайн–программы» сейчас все предприятия отрасли переходят на изготовление приборов по предложенному ВНИИТЭ принципу.

Практическая деятельность института технической эстетики связана с самыми многообразными научными изысканиями в области теории и практики художественного конструирования. Институт ведёт широкую издатель скую деятельность.

Институт технической эстетики не может охватывать всю многогранную деятельность по созданию новой предметной среды, новых изделий, благоустройства территории и проч. В каждой отрасли – свои задачи, свои традиции, свои перспективы. Перед одной из групп дизайнеров была поставлена как будто бы чисто практическая задача – спроектировать бытовой электроутюг. Технологическая основа его при этом не должна была кардинально переделываться. Ведущий художник Группы (В. Коновалов) поставил перед собой цель – из одних и тех же унифицированных элементов сделать не сколько разных по своему назначению и применяемому материалу типов утюга. Автор не только добился своей цели, но и сумел создать удивительно разнообразную серию, причём каждый из утюгов получил свой пластическийхарактер, свой облик.

 

Раздел 8. Эволюция профессии дизайнера графика