Неорусский стиль

Стилизация и стилизаторство

Стилизация приходит на смену ситлизаторству (основной принцип стиля Эклектика).

· Художник–»стилизатор», стремился в трактовке формы соблюсти точность, не нарушить масштаба, не упустить деталей, т.е. следовать ей буквально.

· Художник «стилист», стремится передать обобщенный образ формы, подчеркнуть одни характеристики и сгладить другие, пожертвовать частностями в угоду целому, стремиться подчинить форму индивидуальной воле, создать дистанцию между формой и прототипом.

Образно говоря позиция стилизаторства пассивна, доверчива и наивна, а стилизация – активна, самоуверенна, претенциозна.

Наряду развитием модерна, в его интернациональном варианте в России складывается свой, национальный вариант нового стиля. Внешне он очень отличается от «чистого» модерна, воспринимали его как явление самостоятельное и называли «неорусским стилем».

Неорусский стиль – это «русские» темы, выраженные в «нео» форме; это возникшая на русской почве модификация стиля модерн.

Модерн не мыслит себя вне новых форм, и вне новых образов – они найдены в мире сказок и былин. Новый образный мир, которому присуща известная двойственность: устный фольклор мир вымышленный, идеальный, его интерпретация – творческий акт (его не с чего скопировать, художники создают его сами); фольклор всегда воскрешает времена стародавние, погружает в глубь времен, в историю. «Неорусские» образы невольно оказываются окрашены духом историчности. В их новизне всегда есть оттенок относительности.

 

5.7 «Мир искусства»

 

Началом существования и открытия нового художественного объединения «Мир искусства» можно считать выставку русских и финляндских художников прошедшая в 1898 году. Организатором выставки являлся С.Дягилев. На выставке в первые образовался круг художников, творчество которых будет постоянно поддерживать, и пропагандировать «Мир искусства».

«Мир искусства» был создан и возглавлен деятелями, отличавшиеся необычайно высокой образованностью, эрудицией, и культурой – Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Сергей Дягелев.

5.7.1 Особенности художественного мировоззрения мирискусников:

· Мир искусства мыслится как синтез искусств. Творит этот мир художник универсального типа.

· Мир искусства доступен просвещенным людям. Его деятели не только сами приобщены к культуре, но и склонны заниматься художественным просветительством.

· Мир искусства – мир автономный, мир сам в себе. Художник этого мира аполитичен, в своем творчестве от злобы дня не зависим.

· Мир искусства не имеет границ временных и национальных. Художник свободно ориентируется в истории искусств и может переселиться в ту культуру, которая ему близка.

Творчество «Мира искусников» было очень разносторонним: живопись, графика, сценография: К.А.Сомов - проявил склонность к живописи и графике, Л.С.Бакст – к театру, М.В.Добужинский и И.Я.Билибин – к графике, пожалуй, только Бенуа все стороны деятельности оказались уравновешенны.