Абсолютизм в России
Проблема абсолютизма в России вызывает споры в историко-правовой науке. Одни исследователи считают, что в России со времен Петра 1 утвердился абсолютистский режим, который не отличался существенно от абсолютистских режимов других стран: та же неограниченная власть монарха, постоянная армия, развит бюрократический аппарат, централизованная система налогов.
Но на Западе классические формы абсолютизма возникли в условиях относительного равновесия между растущей буржуазией и старой аристократией. В России подобное равновесие сторон и противовес их должно было быть, но его не было. Следовательно, в начале 18 века в России сформировался не классический, а иного типа абсолютистский режим, а может быть даже азиатский деспотизм. Особенность нашего абсолютизма: власть самодержца оказалась полностью независима от общества.
Основные этапы преобразований:
• 1699-1709 (1710) годы. Характерны частные изменения в системе высших государственных учреждений, изменения в системе местного управления и другие.
• 1710 (1711) -1718 (1719) годы, создание сената, ликвидация прежних высших органов, первая областная реформа, проведение новой военной политики, начало широкого строительства флота, закладывание новых правовых основ в положения деятельности новых учреждений, из Москвы все переносится в Петербург.
• 1719 (1720) -1725 (1726) годы, начало работы коллегий, осуществление второй областной реформы, расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления, финансовая реформа и введение новой системы налогообложения, некоторые реформы в раннее созданных учреждениях, создание системы принципов всех учреждений, введение нового порядка госудраственной службы (Исаев. ИОГП.).
Высшие органы власти и управления:
• император , великий отец отечества. С 1721 года, новый титул сходен с царским, но имел новый смысл, царский подчеркивал преемственность от византийских Цезарей, а императорский — от западных традиций. Периодически посольства сменились на постоянные дипломатические представительства в ведущих европейских странах, послы получили аккредитацию при дворе. Только в Венеции, Пруссии, Швеции, Голландии, Дании был признан этот титул. + Петр назвал себя «первым», что было необычно (до этого — именовали по отчеству, чтобы подчеркнуть верность традициям). Петр же хотел показать этим, преобразования носят решительный, бесповоротный характер. Император обладал более широкими полномочиями, чем царь. В стране не было ни одного государственного учреждения, которое бы ограничило власть императора: только ему принадлежало право издания законов, он обладал высшей административной властью в стране, ему подчинялись все органы государственного управления, был главой судебной власти — все приговоры и решения судов выносились от его имени, ему приндлежала высшая церковная влась (осуществлял через синод, должность патриарха ликвидирована — до 1917 года). Юридическое определение абсолютизма было дано в воинских артикулах 1715 года, «... его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». В регламенте духовной коллегии от 1721 года под абсолютизм подводилась религиозная основа «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». Петр внес изменения в порядок престолонаследия (от отца к сыну или земским собором, как в 1613 году). Петр посчитал такой порядок не соответствующим идее неограниченной монархии, он полагал, что если наследник не достоин престола, император может назначить своим преемником другое лицо по своему усмотрению - «Устав о наследии престола», 1722 год. Во всех дальнейших дворцовых переворотах принимала участие гвардия. При Петре она играла роль своеобразного параллельного аппарата управления, который возвышался над гражданской администрацией. Семеновцы и Преображенцы были превращены во влиятельную, контролирующую силу, которая обладала особым самосознанием. История эпохи дворцовых переворотов характеризует противоречивость самодержавия в данное время. Часто власть оказывалась в зависимости от многих случайностей. Так, власть Ивана 6 имела хорошее обеспечение, его вступление на престол не противоречило традиции (единственный мужчина старшей ветви Романовых, что ставило его выше представителей младшей ветви), власть Ивана 6 соответствала желанию Анны Иоанновны. Но события 21 ноября 1741 года показали, сколь ненадежен порядок престолонаследия в России. Елизавета Петровна — классический узурпатор. Законы, завещания, клятвы на Евангелие не служили защитой от дворцовых переворотов. Здесь обнаружилось отсутствие юридических норм, ограждавших самодержавную власть от случайностей. Нужно было более точно определить полномочия самодержца, разграничить его функции. Но в таком случае неограниченная власть теряла бы свой характрер. В 1797 году Павел 1 издает «Учреждение об императорской фамилии», по которму отменяется петровский указ о престолонаследии (строго по мужской линии, от отца к сыну, при его отсутствии — к старшему сыну).
• Война с Турцией, созд. Правительственный сенат. В его состав было назначено 9 сенаторов. Права и круг деятельности сената были определены серией законов. Это было новшеством в административной организации России. Согласно первым указам, сенат предполагался как орган верховного текущего управления государством по существующим законам. В его полномочия входили:
• высший суд и судебный надзор
• контроль за финансами
• некоторые конкретные направления в военно-организационной политике
Таким образом полномочия сената первоначально имели двоякий характер: временные задачи и вопросы постоянного общегосударственного управления. Никаких полномочий по изданию указов, введению новых учреждений сенату не предоставлялось. Сенату поручались только распорядительно-управленческие функции, и прежде всего — на время царского отсутствия. Сенат образовывался как сугубо коллегиальный орган. Его решения должны были приниматься при обязательном согласии всех. Сенаторы должны были принести письменную присягу в соблюдении своей должности. В этих присягах и характеризовались их основные задачи. Основная форма работы сената — общие собрания.
• 1718-1719 годы — состав сената был расширен, в него вошли главы учреждений, коллегии. Это снизило контрольные функции сената.
1722 год — реформа сената, меняется его состав. В него включаются только служащие высших государственных рангов, не бывшие начальниками отдельных ведомств, чтобы усилить контроль над ведомствами. Указ от 27 апреля 1722 года «О должности сената», где идет речь о новых полномочиях сената. Важнейшее — издание распорядительных указов. Эти указы были обязательны для ведомств и всего населения. Создаются новые должности: рекет-мейстер (уполномоченный по принятию жалоб и прошений от частных лиц), герольд-мейстер (начальник ведомств по контролю за прохождением осударственной службы), пост генерала-прокурора (председательствовал в сенате, руководил его работой, возглавлял систему государственного прокурорского надзора). Номинальной главой сената был монарх. Юридическое положение сената оставалось неизменным вплоть до эплхи просвященного абсолютизма. Фактически, сенат потерял роль высшего правительственного органа в период дворцовых переворотов, так как учреждается аристократический выборной порядок замещения престола. Междлу государем и сенатом пытаются встать: верховные советы (1726-1730), кабинет министров (1730-1740), - действовавшие от имени носителей власти. В этот период статус, авторитет сената падают. Он становится органом контроля над местной администрацией, а также органом высшего судебного надзора. Предпринимались шаги законодательного закрепления компетенции верховной власти. В начале 1730 года члены верховного тайного совета определили кондиции, на которых Анна Иоанновна могла занять престол. В кондициях можно усматривать первую в русской истории юридически оформленную попытку установить ограниченную монархию. Было негативное отношение «к толпе государей вместе одного» (введение олигархической формы правления) у дворян. Дворянские проекты: участие их представителей в законодательстве и управлении империей. Проект князя Черкасского (подготовил, вероятно, Татищев): монархическая форма правления + существование сената («вышнего правительства») для оказания помощи монарху, состояло из 21 члена совета, создание двухпалатного органа, который подразделялся на высшее собрание (важнейшие дела государства) и постоянное собрание (дополнительное обсуждение и непосредственное исполнение этих вопросов). В этих проектах идет речь о создании органа для создания ограниченной монархии. При Елизавете Петровне (и ее фаворите графе Шувалове) из проекта Шувалова: у императрицы появлялась обязанность публичной присяге в верности фундаментальным и непременным законам. Дворянские проекты фиксируют, что наше дворянство изучало политическую систему других стран. Особый интерес они проявляли к ограничению монархической власти в Европе.
• Создание особого центра управления при монархе, который обладал реальной властью в стране. Смена правителей вследствие переворотов только меняла названия этих органов. 8 феврали 1726 год — учреждение верховного тайного совета при Екатерине 1. Но практика наличия особо приблеженных лиц имела место уже при Петре 1. Верховный тайный совет являлся чисто абсолютистским органом, документов, регулирующие его деятельность, не было. Анна Иоанновна поместила еще и кабинет министров (государственные дела наибольшей важности). При Елизавете Петровне сенат восстанавливает свои права. Усложнение государственных дел требовало создание госудраственного органа, координирующее всю деятельность. Первая попытка — конференция при дворе, с 1757 года по 1761 год. Это был постоянно действующий оргна при монархе, где обсуждались крупные законодательные акты, внешне- и внутриполиттические вопросы, проблемы совершенствования правовой системы. В состав конференции входили: только начальники ведомств, включая сенат, - это был первый праобраз коллегиального монархического правительства. В правление Петра 3 конфекренцию заменил совет при императоре. Его статус был четко определен законом. Реформа сената 1763 годакасалась состава, статуса и задач:
• сенат стал главным органом суда и судебного надзора, государственного контроя над местными учреждениями,
• расширился его состав, 30-35 человек,
• поделен на 6 департаментов (2 в Москве), каждый возглавлялся своим обер-прокурором,
• сохрянилось право издавать организационные указы (по вопросам толкования права или правоприменения),
• сенатские решения по юридическим вопросам играли роль руководящего судебного прецедента для всей юридической системы России,
• главой сената оставался генерал-прокурор, но его роль и статус изменились, фактически, он становился первым министром. Он готовил основные правительственные решения, через него осуществяллась верховная судебная функция монарха.
• Высшим правительственным органом вместе него стал императорский совет (совет при высочайшем дворе, 1769-1796). Статус и полномочия определялись особым законом, председатель — имперетор, члены совета — руководители ведомств, сенаторы — назначались императором. Обсуждались любые государственные вопросы, но все решения издавались от имени монарха и за его подписью. Во время правления Екатерины 2 было проведено более 1500 совещаний, обсуждались меры по подавлению волнений в стране, военная политика, международные дела, реформа администрации. Устанавливался особый правовой статус члена совета : он был обязан участвовать в государственной работе, подавать свои мнения, имел право на доступ к императору для осуждения государственных дел.
• Система центрального ведомственного управления. Ликвидация нескольких приказов, все военные приказы стали подчиняться военному разряду (стали централизованным органом комплектования армии)?, появился Преображенский приказ, 1699 год. Его полномочия: политический сыск и суд по всему государству. Стал органом, контролирующим выполнение царских приказов. С 1717 года Петра 1 при реформировании начинает основываться на теорию, знакомится с литературой. В это время получает широкое распространение договорная теория Т. Гоббса. Однако подобная концепция возникновения государства открывала широкое поле для экспериментирования с самим государством. Причем цель любых преобразований начинала усматриваться в совершенствовании государственного организма. Государство — идеальный общественный инструмент, благодаря которому можно преобразовать и природу, и человека. Буфендорф, «О должности гражданина и человека». БолеетвсегоПетра 1 привлекал опыт Швеции. Реорганизаця системы управления произошла во время коллегиальной реформы, 171-1719 годы. Коллегии были новыми учреждениями. Большое влияние оказал подобный опыт Швеции, Дании, Франции. Первые коллегии были созданы к декабрю 1718 года. Иностранная коллегия — димпломатические отношения с другими государствами, военная и адмиралтейская — организация сухопутной армии и флота, юстиц-коллегия — высший суд в государстве по уголовным и гражданским делам, включая бывштие дела поместного приказа, берк-мануфактур-коллегия — управление заводами и всем промышленно-ремесленным делом, коммерц-коллегия — дела торговли, 3 коллегиям поручались дела по финансам страны (камер-коллегия — налогивсе государственные доходы, штатц-контор-коллегия — произведение государственных расходов, ревизион-коллегия — проверка государственных счетов и бюджета). В 1722 году Петр 1 созает синод, ведавший делами церкви. Состав — 12 человек, во главе -председетель. Контроль осуществлял обер-прокурор. Церковь превратилась в один из органов государственноц власти. В 1722 году число коллегий возросло до 12, создается вотчинная коллегия — дела по недвижимым мениям дворянства, включая возможные юридические споры.В это же время разделились берк- и мануфактур коллегии. Первой поручались горные и металлургические дела, а мануфактурколлегии — легкая промышленность. Правами коллегии пользовался главный магистрат, который занимался контролем за управлением городами. Из общей юстиц-коллегии выделяется коллегия Эстляндских и Лифляндских дел. Для этих новых учреждений было построено здание двенадцати коллегий в Петербурге. Коллежская сстема сочетала в своей организацииединоначалие и коллегиальность. Возглавлял коллегию президент, который назначался монархом и был ответственнен перед ним. Основной рабочий орган — коллежские присутствие, в него входили : вице-президент, несколько советников и асессоров. Присутствие было уже коллегиальным органом, вопросы решались путем голосования. Главный закон для всех коллегий - «Генеральный регламент», 1720 год (общие принципы нового административного права). Каждая коллегия также имела свой регламент, утверженный сенатом или монархом. Первое время при Петре 1 на посты президента и вице-президента приглашались иностранные лица. В Москве также создаются коллежские конторы со своими самостоятельными полномочиями, для контроля — сенаторская контора. Коллежская система продолжала услодняться до правления Екатерины 2. Были созданы Малороссийская коллегия для управления Украиной, медицинская коллегия — для аттестации врачей и управления медицинским делом. Большую роль стали играть особые комиссии, которые создавались для изучения какого-то особого вопроса. Глава 25 «Генерального регламента» гласила, что «главное дело состоит в том, чтобы каждый свое дело знал, и верно, и прилежно он его отправлял». В генеральном регламенте впервые были сформированы должностные инструкции (функции, обязанности в детальном изложении). Регламент впервые устанавлилал общие начала деятельности государственных учреждений (ежедневно по 5 присутственных часов работать, зимой — с 6 утра, летом — с 8 утра; для канцелярского персонала — на 2 часа больше; выходные дня + праздники; срочные дела решать в любые дни и часы; впервые устанавливались отпуска, обычно летом на 29 дней, без сохранения жалованья;впервые посетитель предстал фигурой, достойной внимания, даже следовало организовать специальные комнаты для посетителей; когда приходил проситель, «надлежать выслушать его со вниманием, а затем записать в протокол»; во избежание злоупотреблений подавать прошения черз канцелярию). Слабость аппатара — нехватка кадров, мизерное финансирование («кормились от дел»). Наказания: чиновника могли посадить под домашний арест, оштрафовать, высшая мера — подвергнуть шельмованию (лишить права служить с публичным объявлением об этом).В период правления Екатерины II система коллегий (центральное управление) не соответсвовала обеспечению административной законности и независимости судебного дела. Губернская реформа (1775). Пугачевский бунт показал, чтом естное управление не способно ни предотвратить, ни подавить соц волнения. Создается отдельная судебная система. А колежская система была реорганизована. В 1784 — 97 большинство коллегий упраздняется Екатериной II. Сохраняются только три: иностранных дел, военная и адмиралтейская коллегии. Полномочия этих коллегий были усилены, а именно они получчили право издавать указы, обязательные для всего населения.