Мнения о реформах

Государство и право Российской империи в период абсолютизма

 

1) Преобразования в государственном строе и управлении.

2) Источники права и формы законодательства в 18 веке. Попытки кодификации права.

 

18 век вошел в мировую историю как век просвещения. В Россию он принес ценности модернизации, но Россия так и не смогла сойти с особого пути развития. Сочетание модернизации и наследия допетровской России. Деятельность Петра 1 была настолько значима, что его последователи продолжали его начинания, хотели того или нет. Первоначально Петр 1 решал текущие проблемы, действовал по инерции. Что же повлияло на становление его дальнейшего мировоззрения?

• Поездка в Архангельск, 1693-94 годы. Море, корабли навсегда покорили его.

• Азовские походы против турок, во время которых он ощутил необходимость перемен в армии и на флоте.

• Великое посольство в Европу, которое дало ему возможность познакомиться с другой цивилизацией, другой культурой. В это время в Европе было развито книгопечатание, издавались газеты, работали театры. Петр даже видел микроскоп Левенгука, был поражен развитием медицины.

 

Реформы Петр начал в первый же день по прибытии из-за границы («бородатая и неподвижная Россия» - начал отстригать бороды). Русская церковь на протяжении многих столетий создавала культ бороды. Борода считалась «Богом данным украшением для мужчин». Таким образом, стрижка бород была первым шагом, направленным на ограничение влияние церкви на повседневную жизнь, шагом к рационализации общественного сознания. Патриарх Адриан объявил брадобритие смертным грехом, а безбородых людей он называл «котами, псами, обезьянами».

Петр побывал в парламенте, но тот не произвел на него никакого впечатления. К парламентской системе остался равнодушным.

В 1717 году он опять посетил Европу, где интересовался арсеналами, достижениями науки, но не демократией — он не собирался отказываться от исторических традиций. В европейском опыте он видел лишь способ усиления России: «Европа нужна нам только на несколько десятков лет, а после того мы можем обернуться к ней задом». Демократия на западе дала свободу личности и тем самым запустила механизм прогресса, саморазвития. Поскольку Петр не видел ценностей демократии, он решил из государства сделать механизм, ускоряющий развитие страны. Он обеспечил переход к светскому государству и рациональной системе управления, сформировал соответствующую систему государственных органов. Этот процесс, как и везде, привел к утверждению абсолютизма в стране.

 

• Первый, кто написал труд о петровском времени, был Иван Голиков (1735-1801гг.), рыльский купец. На основании собранного им материала он опубликовал 12 томов «Деяний Петра 1», позже издал еще 18 томов дополнений к ним. О Петре отзывается хорошо.

Н. М. Карамзин более осторожно относится к реформам Петра, отдаем им должное, но критикует за чрезмерное увлечение иностранным («стремление Петра сделать Россию Голландией»). «Мы шагнули на 6 веков вперед, мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России».

С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» называл реформы «нашей революцией начала 18 века», затем он больше внимания стал уделять исторической подготовленности проведенных реформ. Он пишет в «Публичных чтениях о Петре Великом», что «необходимость движения на новый путь была осознана, обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали, ждали вождя, и он явился».

В. О. Ключевский, оценивая результаты реформ выявлял несоответствие их замысла и результатов. Резко усилилась критичность реформ его учеником П. Мелюковым, который говорил об отсутствии логики и плана проведения реформ, что имело место затыкание дыр, которые возникли в ходе северной войны (в экономике и политике), реформы проходили без реформатора. + необходимо при изучении реформ обратить внимание на связь реформ и войны: «Война указала порядок реформе, сообщила ей темп и самые приемы, преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в какой вызывали их потребности, навязанные войной». + «Петр почти не хзнал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией».

Савицкий оценивал реформы, как процесс европезации, который «разрушил духовные основы национальной культуры».

Трубецкой не отрицает необходимости усвоения европейской военной и промышленной техники, но считает, что «задача была выполнена именно так, как не надо было ее выполнять: заимствуя западную технику для укрепления внешней мощи России Петр в то же время наносил русскому национальному чувству самые тяжелые оскорбления и разрушал те устои, на которых покоилась внутренняя мощь России».

В. И. Ленин считал, что Петр ускорял перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства.

 

Россия переживала структурный кризис общества. Петр 1 увеличил налоги, большое количество людей погибло на строительстве Петербурга, произошел раскол общества (кто перенял европейскую культуру и крестьянство, не воспринимавшее ее).

 

С 1689 года, когда закончилось правление Софьи, из 35 лет его царствования, только 1724 год прошел мирный + не более 13 мирных месяцев изо всех остальных лет. Петр считал, что армия — самый совершенный общественный институт.