Автоматизированное рабочее место.
АРМ – комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающейся на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.
Для каждого объекта управления нужно предусмотреть АРМ соответствующие их функционального назначения.
Принципы создания АРМ: системность; гибкость; устойчивость; эффективность.
Согласно принципу системности АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным значением
Принцип гибкости означает приспособляемость системы к возможным перестройкам благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.
Принцип устойчивости заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возможных факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должна быть легко устранимы, а работоспособность системы – быстро восстановима.
Эффективность АРМ следует рассматривать как показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам по созданию и эксплуатации системы.
Таким образом, АРМ в системе управления представляет собой проблемно – ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических и др. средств, установленные непосредственно на рабочем месте пользователя и предназначенный для автоматизации операции взаимодействия пользователя с ЭВМ в процессе проектирования и реализации задач управления.
Техническое обеспечение представляет собой комплекс ТС, основой которого служит ПК, предусматривающий работу специалистов без посредников (программистов, операторов и др.)
Организационное обеспечение включает средства и методы организации функционирования , совершенствования и развития АРМ, а также подготовки и повышения квалификации кадров.
ПО – системное и прикладное программное обеспечение.
Лекция 09.10.11
Тема : « программное обеспечение инф-й систем »
ПО – сов-ть программ для реализации целей и задач ИС, а также нор. Функц-я комплекса тех. Средств.
В зависимости от функций можно разделить на :
- общесистемное ( базовое) ПО– ставятся вначале
- прикладное( специальное) ПО
1) Организует процесс обработки инф-и в компьютере и обеспечивает норм. Рабоч. Среде для прикалад. Программ.
Схема вика базовое по
Оперц. Системы обеспечивают управление процессом обработки инф-ии и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем.
Однозадач.ОС предназначеы для работы одного пользователя в кажд. Конкрет. Момент одной конкрет задачи. MS-DOS
Многозадч ОС обеспеч коллективное использ-е ЭВМ в мультипрограммном режиме разделения времени unix? Microsoft w
Сетевые ос связаны с появлением лок. И глоб сетей и предназначены для обеспечния доступа пользователя ко всем ресурсам ВС. Unix? Ibm? Lan? Microsoft w? solaris/
Сервисное по – сов-ть програм. Продуктов, предостав-х пользователю доп. Услуги в работе с комп. И расшир. Возможности ОП
По функц. Возмож-м :
- улучш. Пользоват. Интерфейс
- защищающие данные от разрушения и несанкц. Доступа
- восстанавл-е Данные
- ускоряющие обмен данные между диском и ОЗУ
- архивации-разархивации
-антивирус
2) Прикладное(спец) ПО предсав. Собой сов-ть программ , предназнач. Для решения конкрет задач пользователя и организации вычислит процесса ИС в целом.:
1 – общего назначения ( ун версальные)
2- метод-ориентированнные
3- проблемно-ориент
4- глобальных сетей
5- организации( администрирования) вычислит. Процесса
Универсал П П П
- Редакторы текстовые и графические
- Графический
- Электрон. Табл
- Субд
- Интегрир пакеты( микрософт прожект)
- Case-технологии
- Оболочки экспертных системи систем искуств. Интеллекта
Редакторы:
Текстовые Microsoft word, Word perfect(corel), Chiwriter, Multi-edit(AMERICAN CYBERNETICS)
Граф. Редакт :
Corel DRAW, Adobe photoshop, adobe illustrator
Издат. Системы :
Page maker, ventura publisher
Электорон. Таб:
M Excel, Lotus 1-2-3, Quarto pro
Case:
Application development workbench, Bpwin, cdez tods, clear case, composer, discover development information system.
Эксперт ситсемы- системы обработки знайний в узкоспец. Области подготовки решений пользоваьелей на уровне профес. Экспертов( диагностирование, прогназирование системы):
Ш э д л , expert-ease
Метод-ориентир. П П П отличаются тем, что их алгоритмич. Основе реализованкакой-либо экономико- маттем метод решения задач.
П П П автоматизации производств.экономич-й деят-ти:
1) Комплекс. Пакеты для автомат. Деят-ти круп. Или сред предприятия: r/3, oracle, галактика.
2) Производство определенного типа: genesic manufacturing suite, trillior, prism
3) Спецализ-е ПП упарвления произ-м: mmps mes(fast system)
4) Ерп система- система поддерж выпуск конкрет продукции.
Проблемно- ориентир ППП не промыш. сферы предназначены для автоматизации деят-ти фирм, несвяз с материальными произ-м ( банки ,биржи, торговля и правовая сфера)
П П П бух учета:
1С: бухгалтерия, инфобухгалтер. Квестор, бест, монолит-инфо, офис
П П П финанс. Мен-та :
1- Финанс. Анализ предприятия( эдип, а финансы, финанс. Анализ)
2- 2- оценка эффективности инвестиций( альт-инвест, project expert, focal)
П П П правовых справоч. Систем:
Консультант +, гарант
Case средства
Case – набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования програм. Обеспечения, кот-й помогает обеспечить высокое качество программ, отсутствие ошибок и простоту обслуж-я програм. Продуктов.
Современный рынок ПС насчитывает около 300 различ. Case-ссредств, наиболеее мощнме исрпольз практически всеми ведущими западными фирмами.
К case-средствам относят:
- мощные граф. Срва для описания и документир-я ИС, обеспеч0е удобн. Интерфейс с разработчиком и развив-ся его творческ. Возмож-ти.
- интерграция отдел. Компонент case-средств
- использ-е спец. Образом организ хранилища проектных метаданных.
Case-средства:
- репозиторий
- граф. Средства анализа и проектирования
- средства разработки приложений
- средства конфигурального управления
Средства докумен-я
- ср-ва тестирования
- ср-ва управления проектом
-ср-ва реинжеренинга
Классиф-я case средств:
- применяем методологиям и моделям систем и бд
- степени интегрирования с су бд
-доступным платформам
Класиф-я по типам:
-
Лекция 23.10
Тема: технич. Обеспечение по ИС
ТО – комплекс техн. Средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и техн. Процессы.
Комплекс ТС :
- компьютеры люб. моделей
-устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода инф-ии
- устройства передачи данных и линий связи
-оргтехника и устройства автомат. Съема инф-ии(телефон, факсы)
-эксплуатац. Материалы
ТС делятся на классы:
1) Средства сбора и регистрации инф-ии
- ПК
-сканеры
-автомат. Датчики инф-ии для формирования сигналов наступления контрол. Событий и их преобраз-й в цифр. Представление
2) комплекс средств передачи инф-ии:
-локальн. Вычислит. Сети (ЛВС)
- регион. Вычислит. Сети спец-го назначения(РВС)
-глобальн. Вычислит. Сети(ГВС) - интернет
-Intranet (интранет) – сети корпораций и организаций
3) средства хранения данных:
В качестве носителей инф-ии мы используем магнит. Диски, оптич.диски, usb- устройства
4)Средства обработки данных:
- микрокомпьютеры (ПК) – комп на базе intel, AMD, Cyrix
- мини-компьютеры- машины среднего уровня по произв-ти и серверным возможностям
- большие сверхмощные компьютеры – машины спец. Применения в крупномасштаб ИС
5) средства вывода инф-ии:
-монитор
-телевизор
-пролтеры
-принтер
Проектор
-интерактив. Доски
Тема: жизн. Цикл ИС
Осн. Стадии и этапы разработки ИС и их содержание
Жизн. Цикл - период создания и использ. ИС, охват-е ее различ. Состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом ее полного выхода из эксплуатации.
Стадии ЖЦ ИС:
1) Предпроектное обследовние
1.1Сбор материалов для проектирования:
-формирование требований
-изучение объекта автоматизации
-выбор и разработка варианта концепции системы
1.2Анализ материалов и разработка документации
-создание и утверждение технико- эконом. Обоснования
-разработка и утверждение техн. Задания на проект-е ИС
2) проектирование
2.1 предварит. Проектирование:
-выбор проект решений по всем аспектам разработки ИС
-описание всех компонентов ИС
-оформление и утверждение техн. проекта
2.2 детальное проектирование
- выбор и разработка матем. Методов и алгоритмов программ
-корректировка структуры БД
- Создание документации на поставку и установку ПП
-выбор комплекса ТС ИС
-создание документации на поставку и установку ТС
-разработка рабочего проекта ИС
3 )разработка ИС
-получение и установка ТС
-разработка, тестирование и доодка программ
- получение и установка ПС
-разработка инструкций по эксплуатац. ПО, ТС, должность инструкций для персонала
4)Ввод ИС в эксплуатац.
–ввод в опытную эксплуатац ТС
-ввод в опыт. Эксплуатац. ПС
-обучение и сертифицирование персонала
-проведение опытной эксплуатац. Всех компонентов и системы в целом
-сдача в эксплуатац. И подписание актов приемки-сдачи работ
5) Эксплуатация ИС
-повседневная эксплуатац.
-сопровождение программных, ТС и всего проекта
Модели ЖЦ ИС :
1) Каскадная модель. Принципы
Исследование концепции
Выработка требований
Проектирование
Реализация компонентов
Интеграция компонент(слияние)
Эксплуатация
Сопровождение
Каждая фаза начинается только после завершения предыдущей
Кажд. Фаза полностью документирутся
Никогда нельзя вернутся обратно
Преимущества:
- проста и понятна заказчикам
-удобна в применении:
А) процесс разработки выполняется поэтапно
Б)невысокие требования к исполнителям
В) способствует контролю управления проектом
-независимость стадий(могут выполнять разные команды)
-точное планирование сроков и затрат
Недостатки:
-сбои и рост затрат при возврате на одну или две фазы назад
- высокая стоимость ошибок на фазе интеграции
-запаздывание с получением результатов
2) Спиральная (рисунок)
См почта
Перимущества:
- более тщательное проектирование
-поэтапное уточнение требований
-участие заказчика в выполнении проекта с использованием прототипов программы
-планирование и управление рисками
- возможность разработки ПО «по частям»
Недостатки
-сложность:
-анализа и оценки рисков при выборе вариантов
-поддержание версий продукта
-оценка точки перехода на след. цикл
-бесконечность модели
3) Итерационная
Лекция 06.11
Тема : «понятие информационной технологии»
Технология – сов-ть методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осущест-х в процессе производства продукции.
В качесве продукта материала выступает инф-я. В качестве продукта – тоже инф-я. Но это качественно новая инф-я о состоянии объекта, процесса или явления.
Матер. Ресурсы – технолог-я матер. Произ-ва – продукт
Даннв=ые - информац. Техн-я - инф-й продукт
Инф. Техн-я – совок-ть методов, производ-х процессов и программно-техническихсредств, объединеннных в техн-ю цепочку, обеспеч-ю сбор, хранение, обработку, вывод и распространение инф-ии для нижения трудоемкости процессов использ-я инф-х ресурсов, повышения их надежности и оперативноси.
Компоненты техн-й для производства продуктов
материальных | Информационных |
Подготовка сырья и материалов | Сбор данных или первичной инф-ии |
Производство матер. Продукта | Обработка данных и получение результатной инф-ии |
Сбыт произв-х Продуктов потребителям | Передача результатной инф-ии для принятия на ее основе решений |
Автоматизаци я упарвления, а занчит и автоматизация ИС, автоматизация технологий необходимы в след. условиях:
1)физиолог. И псих. Возможности человека для управления данным процессом данной орагнизации недостаточны;
2) система управления находитяс в среде опасной для жизни и здоровья человека;
3)участие человека в управлении процессом требует от него слишком высокой квалификации;
4) процесс, кот-м надо управлять, переживает критическую или аварийную ситуацию.
Автоматизированные ИС можно классифицировать по ряду признаков :
1- Способу реализации АИС
2- Степени охвата задач управления
3- Классу реализуемых техн. Операций
4- Типу пользоват. Интерфейса
5- Способу построения сети ЭВМ
6- Обслуживаемым предметным областям( чпсть реального мира – РГБ турист бизнес)
Основыне компоненты ИТ обработки данных
1)Данные из внеш. Среды
2) сбор данных
3)обработка данных:
-группировка
-сортировка
-агрегирование(объединие разрозненных элем. В группу , ситему)
-вычисление
4) база данных( хранение)
5)создание отчетов
6) инф-я для внутр. И внеш. использ-я
Основыне компоненты ИТ управления
1) Инф-я из инф-й системы опреационного уровня( инф-я от кажд. Отдела орган-ии)
2) База данных
3) Формирование отчетов:
-суммирующих
-сравнительных
-сводных
-регулярных
-специальных
-чрезвычайных
4) Инф-я для лица , принимающего решения
Автоматизация офиса
К офисным относятся след задачи:
-делопроизводство(ведение документации)
-управление
-контроль управления
-создание отчетов
-поиск, ввод и обновление инф-ии
-составление расписания
-обмен инф-й между отделами офиса
- //- между офисами предприятий и между предприятиями
Типовые процедуры, вополн-х в перечисл. Выше задачах:
1) Обработка вход-й и выход-й инф-ии(написание документации)
2) Сбор и послед-й анализ данных( отчетность за определ. Период времени по различ. Подразделениям в соотв-ии с различ. Критериями выбора)
3) Хранние поступающей инф-ии(быстрый доступ к инф-ии и поиск необхоим данных)
Информац. Техн-я автомат-го офиса – это орагниз-я и подделжка коммуникац-х процессов как внутри орган-ии так и с внеш. Средой на базе компьют. Сетей и др. современ. Средств передачи и работы с инф-й.
Основыне компоненты Аатом. Офиса:
1) Инф-я из внеш. Среды и др. инф-х ситем
2) База данных
3) А) Компьютерные офисные технологии:
-тектовый процессор
-таблич. Процессор
-электорн. Календарь
-голосовая почта
-электор. Почта
-телеконференция
-компьютерная конференция(вэбинар)
-Видеотекст
-хранение изображения
-программы управления
Б) некомпьютерные офисные технологии
Средства орг. Техники:
-факс
-ксерокс
-сканер и т.д
Конференция:
-видео
-аудио
Между А и Б происходит обмен инф-ией
4)Инф-я для лиц, приним-х решения и для передачи во внеш. Среду.
Электрон. Офис – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обработки документов и автоматизации работы пользователей в системах управления.
Осн. Програм. Продуктами, входящими в офис явл.:
1- Текст. Редактор
2- Электорн. Таблица
3- сУБД
в состав программного обеспечения офиса могут также входить:
1- программа анализа и составления расписаний
2- программа презентаций
3- графич. Редактор
4- программа обслуживания факс-модема
5- программа перевода
в наст. Время на рынке офисных продуктов доминируют три пакета:
-Borland office for windows фирмы Novell
-Smartsuite фирмыlotus development
-Microsoft office фирмы Microsoft