Дискуссия о роли сословно-представительных органов.

ЗС (1653г.) - воссоединение с Украиной

Переяславская рада в 1654г. Подтвердила это решение.

 

Решение ЗС оспорить никто не мог, оно было безусловным,иначе бояре не стали бы затевать «самозванческую интригу», чтобы свергнуть Годунова. В период безвластия ЗС первого и второго опоплчения (Советы вся земли) выступали в роли верховной власти. Во вт пол 17 века происходит затухание ЗС.Это связано с процессом перерастания сослвно-представительной монархии в абсолютную. По мнению ряда исследователей, в России было созвано 57 ЗС.

Мнение Павлова-Сельванского: «Наше МГ было таким же сословным государством, как и западные с их гениальными штатами, лантагами и кортессами».

Мнение Чичерина, Ключевского, Платонова: «Наше сословно-представительные органы были очень слабыми и обладали особой, существенной спецификой.»

 

Состав и компетенция ЗС менялись зависимости от обстановки, в которой они работали. Состав:

  • Сам государь,
  • Боярская дума,
  • Освященный собор,
  • сословные представители (служилые люди и верхушка посадского населения: «гости» и купцы гостиной и суконной сотен).

А на ЗС 1613-15гг.помимо вышеназванных принимали участие уездные тяглые крестьяне,не вошедшие в креп зависимость, и посадские люди черных сотен и слобод.

Компетенция ЗС:

  • вопросы войны и мира (ЗС 1632-34гг),
  • избрание на царство (ЗС 1613 г.).
  • принятие НПА (ЗС 1648-49гг.),
  • вопросы налогообложения (ЗС 1632-34гг.).

Созыв ЗС происходил по указу государя. Работал ЗС по куриям: царь с БС, Освященный собор, сословные представители работали отдельно. Каждая курия представляла свое мнение. Затем выносился соборный приговор.

Правление Михаила Романова (1613-45гг.) - расцвет ЗС. Сословно-представительными органами на местах были земские и губные избы.

Особенности русских ЗС:

  1. созывались по воле царя, поэтому не были постоянно действующим органом.
  2. Не имели юр статуса, не обладали правом законодательной инициативы. Их право — обсуждать и выносить решения по тем вопросам, которые были поставлены перед собором царем.
  3. Депутаты — представители на соборы не избирались. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно люди из местного самоуправления (земские и губные старосты и др.)
  4. Источником народного представительства на Западе служила правительственная нужда в деньгах. Но чины в Западной Европе за свою помощи требовали уступок. В России на ЗС решались вопросы, касающиеся всей земли, и никто не вымогал уступок. Главный интерес — интерес государства.

 

Государственные органы сословно-представительной монархии.

Во главе — царь (с 1547г.). Этот акт имел очень важные внутренне - и внешнеполитические цели. Титул царя был равнозначен титулу короля и являлся высшим после императора монархическим титулом. Приняв этот титул, И4 возвысил себя над обществом, в том числе и над боярством. Это позволило усилить центральную власть и прекратить борьбу бояр вокруг престола. Царский титул был призван поднять международный престиж МГ. Кроме того, по мнению церковных иерархов царский титул соотвествовал миссии, возложенной на МГ после падении Константинополя (1453г.). тем самым, он становится покровитель всех православных, а РПЦ приняла господствующее положение в православном мире.

 

 

2. государственные реформы с 16в. Опричнина.

Причины проведения реформ:

  • соц нестабильность
  • происки бояр
  • активизация внешних врагов, особенно татар-

необходимость укрепления государства. Реформы проводились Избранной радой (к.40 — 50ее годы 16 в). процесс реформирования протекал на фоне борьбы за ликвидацию Казанского и Астраханского ханств. Все это требовало мобилизации внутр ресурсов, перерестройки финансов, налоговой системы и военной организации управления. Т.о, потребности этой войны стали дополнительным поводом и стимулом к проведению реформ.Полоса преобразований — реформы 50х г 16 в. члены ИР увлекли молодого Ивана 4 своими планами преобразований — преступление к самим реформам:

  1. реформы гос. управления
  2. местного управления
  3. военная реформа
  4. судебная реформа
  5. налоговая реформа
  6. церковная реорма