Государственная программа информатизации
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ
Информационная революция началась в семидесятых годах прошлого века и постепенно ускоряется. В развитых странах большинство людей работает не на фабриках и заводах, а в торговле, образовании, медицине, банках, адвокатских конторах и т.п. – там, где основой являются знания и информация. Например, в США сфера знаний и информации составляет 60% валового национального продукта, а доля занятых в ней – 55% от всей рабочей силы в США.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей формы информации – знаний. Толчком к построению такого общества стало бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий.
Бурное развитие информатики происходит во всем мире, начиная с середины прошлого века. Решающий вклад в этот процесс вносят компьютеры и современные технологии передачи данных по компьютерным сетям. Если на предприятии функционируют несколько компьютеров, они объединяются в локальную сеть – так гораздо удобнее обеспечивать взаимодействие между подразделениями. Следующий шаг – подключение этих локальных сетей к региональным информационным системам для получения информации по политическим и деловым новостям, по состоянию фондового рынка, другой профессиональной информации. Региональные сети объединяются между собой для получения доступа к глобальным информационным системам.
Объединение сетей различных типов и масштабов и построение глобальной информационной системы привели к созданию принципиально новой среды бизнеса, для которой характерны:
- интернационализация деятельности предприятия – проникновение зарубежных поставщиков товаров и услуг на российские рынки при одновременной возможности работ российских предприятий на зарубежных рынках,
- усиление конкуренции со стороны любого предприятия, находящегося в любой точке мира,
- возрастающее влияние технологии, прежде всего автоматизации и систем связи, на бизнес в любой отрасли,
- все большая степень порождения информации сразу в электронном виде, постепенный переход от бумажной обработки информации к безбумажным технологиям.
Практически во всех европейских странах приняты национальные программы информатизации, которые координируются в рамках программы Электронная Европа. Цель этой программы – создание в Европе самой динамичной и конкурентной экономики в мире. Главным фактором успеха в достижении этой цели признано полное использование возможностей, которые открываются в связи с развитием электронной коммерции и сети интернет.
Результаты работы программы два раза в год тестируются по организациям и частным лицам. Для последних, в частности, анализируются возможности использования информационных технологий для уплаты налогов, для поиска работы, оформления личных документов (паспортов и водительских удостоверений), заявок на строительство и другие – всего по 12 позициям.
Аналогичная федеральная целевая программа Электронная Россия принята в 2002 г. и у нас. Для России эта программа тем более актуальна, что по состоянию на 2000г. на 100 жителей приходилось всего 22 телефона (в Германии – 61, в США - 70), парк компьютеров был меньше, чем в Бразилии и Мексике, три четверти населения не пользовались сетью интернет.
Наиболее важными задачами в рамках этой программы являются
- во-первых, создание и развитие инфраструктуры информатизации: компьютеров, сетей передачи данных, программного обеспечения (подавляющая часть оборудования импортируется, российские компании в основном занимаются установкой и интеграцией импортного оборудования), в рамках программы к настоящему времени практически все вузы получили доступ к сети интернет, в 2010 году предполагается подключение всех школ; резко возросло количество пользователей мобильной связью, ведется работа по созданию высокоскоростных интернет-магистралей,
- вторая важнейшая задача – подготовка квалифицированных специалистов в области информатизации, с одной стороны – разработчиков систем, с другой – квалифицированных пользователей; Выпускники российских вузов в области компьютерных технологий не уступают по своему уровню выпускникам западных вузов, но условия работы их в России таковы, что наиболее успешные из них уезжают на запад,
- третья важнейшая задача – создание информационных ресурсов, к которым пользователям хотелось бы регулярно обращаться: предусматривается улучшение работы правительственных учреждений и интеграции баз данных государственных органов (например, в Великобритании, в 2001 г. 11% населения взаимодействовали с государственными органами через интернет – например, при получении справок, оплате налогов и т.п., это считается очень мало, хотя для России это больше, чем общий объем пользователей интернета, планировалось довести этот процент к настоящему времени до 99%).