Гетман П. Сагайдачный и восстановление православной иерархии.
Восстания под предводительством К. Косинского и С. Наливайко.
Казачество, его борьба с Крымом и Турцией.
Религиозная полемика и сеймовая оппозиция унии.
Брестская церковная уния.
Конфессиональная борьба.
Статут ВКЛ 1588 г.
Люблинская уния 1569 г. и Украина.
УКРАИНА В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
Лекция 10.
К середине XVI в. уния Польского королевства и Великого княжества Литовского так и оставалась персональной. Оба государства объединялись по существу только личностью совместного монарха. Великодержавные амбиции польской шляхты, добивавшейся более тесной унии с ВКЛ, формировались как идеологический вызов России.
Ряд совместных польско-литовских сеймов 60-х гг. XVI в., созванных для обсуждения формы новой унии, закончился безрезультатно. Наконец, в январе 1569 г. открылся сейм в Люблине. Магнаты ВКЛ, несогласные с позицией польских послов, стали саботировать переговоры, а вскоре и вообще тайно покинули Люблин.
В марте 1569 г. Сигизмунд II Август издал универсал о присоединении непосредственно к Короне Подляшья и Волыни, а в мае - Киевщины и Брацлавщины. Чтобы задобрить шляхту этих земель, ее уравняли в правах и привилегиях с польской шляхтой. В этих условиях перепуганные украинские магнаты вынуждены были вернуться на сейм и присягнули на верность Короне, но в специальном заявлении оговорили лояльность королевской власти сохранением своих прав, земельных владений и защитой православной церкви.
1 июля 1569 г. была подписана Люблинская уния, которая юридически закрепила появление одной из крупнейших европейских держав – Речи Посполитой. В составе Короны оказалась большая часть украинских земель. Они образовывали Русское, Волынское, Подольское, Брацлавское и Киевское воеводства. Кроме того, часть украинских земель входила в состав Белзского воеводства. Вне границ Речи Посполитой оставались: Закарпатская Украина – в составе Венгрии, Северная Буковина - под властью Молдавии, Чернигово-Северщина – в составе России. Позже, в 1618 г., Чернигово-Северская земля перешла к Речи Посполитой.
Позитивные и негативные итоги Люблинской унии нельзя считать абсолютными. На первых порах в них объединялись элементы созидания и разрушения. Положительным моментом было воссоединение большей части украинских земель. Позитивным результатом унии стал и выход Украины на орбиту западноевропейской культуры, в частности в сфере просвещения.
По мере того, как новый польский режим проникал вглубь украинских земель, усиливалось разрушительное наступление католической церкви, происходили ощутимые национальные и религиозные изменения. Высшие слои общества стремительно полонизировались. Одновременно усиливалось социальное, национальное, религиозное и культурное угнетение народных масс.
Люблинский акт ликвидировал запрет на получение жителями Коронной Польши земель в Центральной Украине. Это вызвало колонизационную волну активного крестьянского элемента, а также мелкой польской и «заграничной» до этого галицкой шляхты.
Плодороднейшие, но малонаселенные земли Киевщины и Брацлавщины коронная власть раздавала магнатам, располагающим достаточными средствами, чтобы организовать здесь оборону и возродить хозяйство. В Киевском воеводстве обосновывались в первую очередь волынские князья, которые проникали сюда и до унии, - Острожские, Збаражские, Корецкие, Чарторыйские. В Брацлавское воеводство устремились польские магнаты Потоцкие, Конецпольские и др.
Таким образом, беглые крестьяне, хуторяне, вольные владельцы пасек, рыбных и звериных уходов вдруг оказывались на господской земле. Правда, магнаты, захватывая новые земли, не стремились сразу же начинать наступление на права местного населения. Наоборот, первоначально с целью привлечения в свои владения потенциальной рабочей силы они приступали к организации слобод – поселений, жители которых на десятки лет освобождались от повинностей.
После Люблинской унии польские феодалы стали добиваться пересмотра Литовского Статута 1556 г., чтобы согласовать его с польским законодательством. Но комиссия во главе со Львом Сапегой подготовила новую редакцию Статута вопреки Люблинской унии. Так, в нее были внесены статьи, обязывавшие великого князя не нарушать территориального единства ВКЛ и снова присоединить к нему отрезанные земли. Поэтому новая редакция Статута не рассматривалась единым польско-литовским сеймом, а была утверждена в 1588 г. польским королем Сигизмундом III, который таким образом стремился обеспечить себе поддержку феодалов ВКЛ. Статут 1588 г. стал действующим правовым кодексом не только на землях Великого княжества Литовского, но и в украинских провинциях, отошедших к Польше. Он юридически оформил феодально-крепостнические отношения на Брацлавщине и в Поднепровье.
На Украине началось распространение идей Реформации. Лютеранство и кальвинизм проникали в Галицкую Русь из Польши, а на Волынь - в значительной степени и из Беларуси. Относительно широко укоренилось социанство.
После Люблинской унии в конфессиональную борьбу в ВКЛ и на украинских землях Короны активно включился орден иезуитов. Пропаганда католицизма поднялась на качественно новый уровень. Ее успеху содействовал беспорядок в жизни православной церкви. Хотя митрополит и продолжал титуловаться «Киевским, Галицким и всея Руси», его авторитет стремительно падал. Киевская митрополия практически не уделяла внимания повышению образовательного уровня православной молодежи, подготовке кадров православной церкви. Нормой стала практика назначения епископов королем из числа православных шляхтичей. Последние, получив в управление епископскую кафедру или монастырь, не утруждались церковно-религиозными делами, а проявляли исключительно материальную заинтересованность, сохраняя при этом свои светские обычаи – охоту, банкеты, распутную жизнь. Значительный ущерб православной церкви на Украине приносил так называемый «патронат» светских людей над храмами и монастырями.
На защиту отцовской веры становились православные мещане, которые до этого играли незначительную роль в жизни общества, а теперь приступили к организации братств. Особую известность получило Львовское братство, основанное при церкви Успения Богородицы. В 1586 г. оно получило от антиохийского патриарха Иоакима право ставропигии (самоуправления), подтвержденное в 1589 г. константинопольским патриархом Иеремией II.
Инициатива церковной унии принадлежала епископу Гедеону Балабану, которого на частной встрече в Белзе в 1590 г. поддержали луцкий, турово-пинский и холмский епископы. Переговоры православных иерархов Беларуси и Украины продолжались на протяжении ряда лет. Число сторонников унии пополнилось митрополитом Михаилом Рагозой и новоосвященными епископами Ипатием Потием (владимирским и брестским), Михаилом Копыстенским (перемышльским).
Окончательное юридическое оформление унии должно было произойти на соборе в Бресте в октябре 1596 г. Однако собор сразу же раскололся на две части – униатскую и православную. Униатская сторона, собравшаяся в церкви св. Николая, была представлена митрополитом М. Рагозой, пятью епископами, католическим духовенством, представителями польского короля. В работе православного собора приняли участие представители константинопольского и александрийского патриархов, отступившие от унии епископы Г. Балабан и М. Копыстенский, девять архимандритов, большое количество (около 200) протоиереев и монахов. В Брест приехали также князь Острожский с вооруженным отрядом, несколько сотен православных шляхтичей и братчиков.
Униатский собор утвердил акт объединения церквей и образования греко-католической церкви, которая подчинялась Ватикану. Были признаны основные догматы католической церкви, но церковные обряды оставались православными, а церковно-славянский язык – языком богослужения. Брестская уния предопределила обострение религиозной борьбы в Речи Посполитой, раскол внутреннего единства белорусского и украинского народов, их конфронтацию с польским народом.
Конфессиональное противостояние требовало идеологического обоснования своей правоты каждой из сторон. Всплеск религиозной полемики конца XVI – начала XVII в. связан с подготовкой и проведением Брестской унии. Ныне известно более 150 произведений так называемой полемической литературы представителей разных лагерей. На идею церковной унии работали талантливые проповедники, в первую очередь иезуит П. Скарга.
Православная и протестантская полемическая литература была представлена работами ряда известных деятелей культуры, анонимными произведениями, а также изданиями подписанными псевдонимами. На слуху у современников были имена И. Вишенского, Х. Филалета, С. Зизания, М. Смотрицкого.
Пока теологи и публицисты обменивались словесными залпами, шляхта и мещане нашли собственную тактику действий в виде сеймовой оппозиции и корпоративных методов отпора. Тон выступлениям православной шляхты, до 1596 г. практически молча голосовавшей на сеймах, задал в речи на сейме 1597 г. князь В.-К. Острожский. В 1599 г. в Вильно была сформирована специальная посольская группа из православных и протестантов для солидарных действий в сейме.
Первые, пусть скромные, успехи противникам унии принес сейм 1603 г., по решению которого Киево-Печерский монастырь, хотя и с определенными оговорками, сохранялся за православными и не подчинялся униатскому митрополиту. Постановление сейма 1607 г. и подтверждающий его королевский привилей провозглашали право греческой религии на свободное богослужение и в перспективе замещение должностей, занятых в данное время униатскими владыками, в соответствии с древними обычаями.
В конце XVI – начале XVII в. на Украине существовали три основные группы казачества: во-первых, запорожцы, жившие, по сути, за границами Речи Посполитой; во-вторых, казачество пограничных городов, которое не имело официального, признанного правительством, статуса и в значительной степени игнорировало государственную власть; в-третьих, зажиточные реестровые казаки, которые пошли на службу Короне.
Со второй половины XVI в. казачество уже выступает как влиятельная сила на международной арене, способная противостоять турецко-татарской экспансии. Народная память сохранила имя легендарного казацкого предводителя князя Богдана Ружинского, который в 60 – 70-х гг. XVI в. не раз отбивал нападения татарских отрядов на Волынь и Подолье, захватывал Кафу, разрушил крепость Аслам-Кермен.
В 80-х гг. XVI в. самовольные походы казаков на владения Крымского ханства и Турции повторялись один за другим. Используя свои маневренные челны («чайки»), запорожцы выработали эффективную тактику ведения морских боев с турецкими галерами. Но казацкие вылазки вызвали ответный удар: в 1589 г. татары осуществили мощное вторжение на Украину. Татарские отряды («чамбулы») дошли до Львова, и только объединенными усилиями шляхты и казаков их удалось отбить.
В 1590 г. сейм принял постановление «Порядок касательно низовцев и Украины». Внесенные в реестр казаки присягали, что самовольно не будут переходить границ Речи Посполитой. Одновременно местная администрация должна была не пускать своевольных людей на Низ и в степи, вылавливать и казнить казаков, осмелившихся нарушать постановление сейма и переходить границы с целью грабежа и войн с соседними государствами. Результатом подобной политики стала адекватная реакция со стороны казачества.
Первое крупное казацко-крестьянское движение на Украине (1591-1593) возглавил К. Косинский, погибший во время осады повстанцами Черкасс. Предводитель казацко-крестьянского восстания 1594-1596 гг. С. Наливайко был захвачен в плен и казнен в Варшаве.
После поражения восстания под предводительством С. Наливайко зажиточные казаки стали склоняться к сотрудничеству с Короной. Ярким представителем умеренной части казачества, склонной к компромиссам, был гетман реестровых казаков Петр Сагайдачный. С его именем часто связывают превращение казацкой ватаги в регулярное дисциплинированное войско.
В 1620 г. иерусалимский патриарх Феофан, имея соответствующие полномочия от константинопольского патриарха, под защитой казаков П. Сагайдачного возвел в сан нового киевского православного митрополита, а также полоцкого архиепископа и пять епископов. Митрополитом стал ректор Киевской братской школы Иов Борецкий. Посвящение стало возможным отчасти и благодаря тому, что польское правительство, готовясь к войне с Турцией, остро нуждалось в казацком войске. Сагайдачный же вместе со всем своим воинством вступил в Киевское братство.
Таким образом, в Киеве стали действовать одновременно две митрополии – униатская и православная. Правда, епископы православной церкви жили полулегально в разных монастырях, преимущественно на Киевщине, то есть в «казачьем царстве», и руководили делами своих епархий издалека, секретно.
Обязательная учебная литература:
Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1994.
История России с древнейших времен до конца XVII века /А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров. М., 1997.
История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н. И. Павленко. М., 1996.
Позняк С. В. История Украины (IX – первая половина XVII в.): Курс лекций. Мн., 2002.
Скрынников Р. Г. История Российская. IX – XVII вв. М., 1997.