Древнерусская историческая общность.
Изменения в характере социально-экономического и политического строя.
Социальные конфликты и их сущность.
Введение христианства и оформление церковной иерархии.
Отношения со Степью.
Ярославичи. Борьба центробежных и центростремительных тенденций.
Расцвет империи Рюриковичей.
КИЕВСКАЯ РУСЬ В КОНЦЕ X – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XII в.
Лекция 2.
Княжение в Киеве Владимира Святославича (980-1015) – кульминационный момент в истории Древнерусского государства. Князь проявил себя как авторитетный политик, тонкий дипломат, вдумчивый реформатор. Владимир совершил ряд удачных походов на ятвягов, хорватов, радимичей, вятичей, волжских булгар; в 981 г. отвоевал у Мешко I Червен и Перемышль. Важным опорным пунктом Руси на западных рубежах стал город Владимир-Волынский. Особенно укреплялись при Владимире южные рубежи Руси. Воюя с печенегами, князь основал несколько пограничных укрепленных линий на реках Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна.
Владимир попытался укрепить связи отдельных частей государства с помощью создания интернационального пантеона из шести языческих богов с Перуном во главе. Однако архаическая система языческих культов уже не отвечала потребностям времени и не дала ожидаемых князем результатов. Тогда Владимир около 988 г. принял крещение и провозгласил христианство государственной религией.
Именно при Владимире старое федеративное устройство государства было в принципе ликвидировано. Важнейшим шагом в этом направлении стала административная реформа. Нестор сообщает, что Владимир посадил по крупнейшим центрам Руси своих сыновей. В качестве представителей великокняжеской власти они были направлены в Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Муром, Владимир, Тмутаракань и Древлянскую землю.
Однако местные центры (теперь уже в лице его сыновей, опиравшихся на туземную знать) время от времени демонстрировали стремление к обособлению. Начал проявлять непокорность Киеву Изяслав Полоцкий. В конфликт с Владимиром вступил его пасынок Святополк Туровский. Киевский князь посадил его в поруб. Когда же Владимир примирился со Святополком, вызов ему бросил Ярослав. Обосновавшись в Новгороде Ярослав в 1014 г. отказался платить ежегодную дань Киеву в размере 2 тысяч гривен. Владимир стал готовить карательный поход на Новгород, но в разгар его подготовки в 1015 г. умер. Киевским князем стал Святополк Туровский.
Смерть Владимира перенесла политическую активность наследников великого князя в другую плоскость: их активное противодействие киевскому центру уступает место энергичным действиям по завоеванию великокняжского стола. Первыми жертвами четырехлетнего братоубийственного противостояния стали Борис Ростовский и Глеб Муромский, которые открывают пантеон русских святых. Вслед за ними погиб Святослав Древлянский. Святополк в 1016 г. был разбит возле Любеча Ярославом и бежал в Польшу к своему тестю королю Болеславу Храброму. Кратковременное занятие Святополком в 1018 г. с помощью поляков Киева закончилось его очередным бегством, на этот раз – к печенегам. В 1019 г. Ярослав в битве на р. Альте на Переяславщине нанес поражение Печенежской орде, которую привел Святополк, и окончательно утвердился на киевском столе.
Теперь Ярослав стал опасным уже для тех, кто стремился обособиться от Киева. В 1023 г. в поход на Киев выступил Мстилав Тмутараканский, который в 1024 г. в битве под Листвином одержал убедительную победу. Однако киевляне отказались признавать его своим князем. По договору 1026 г. братья поделили Южную Русь на две части вдоль Днепра: Киев с Правобережьем остался за Ярославом, а Чернигов с Левобережьем – за Мстиславом. На Руси установился двуумвират. В 1029 г. Ярослав ходил на ясов, видимо, поддержав Мстислава, в сфере интересов которого оставался Северный Кавказ. В 1030 г. Ярослав освободил от поляков волынский город Белз, а в следующем году вместе с братом отвоевал у них Червенские города, захваченные в 1018 г. Болеславом Храбрым. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав прибрал к рукам его владения.
В это время Русь впервые познакомилась с византийским понятием «самодержавие». Летопись называет Ярослава «самовладцем Русской земли». Слово «самовладец» является дословным переводом греческого титула «автократор», т. е. самодержец.
Князь Ярослав получил прозвище Мудрого. С его именем связано создание первого письменного памятника законодательства - «Русской правды». Исследователи датируют ее появление достаточно широко: от 1015-1016 гг. (М. Н. Тихомиров, С. В. Юшков) до 1630-х гг. (А. А. Зимин, А. Н. Сахаров).
С обеспечением единства Киевской Руси и решением внешнеполитических задач было связано укрепление границ государства. В Прибалтике на западном берегу Чудского озера в 1030 г. был построен город Юрьев (Тарту), названный христианским именем Ярослава. На юге оборонительные рубежи отодвинулись от Стугны до Роси примерно на 100 км. Среди построенных тут городов выделялись Корсунь и Торческ. В 1036 г. под Киевом Ярослав с помощью новгородского войска нанес сокрушительное поражение печенегам, окончательно отбросив их от границ Руси.
Основой внешнеполитического курса Ярослава оставалось византийское направление. Русские воины постоянно находились на службе в империи, за что Византия платила Руси дань. Однако в 1043 г. вспыхнула последняя русско-византийская война. Подписанное в 1046 г. русско-византийское соглашение было скреплено браком сына Ярослава Всеволода с дочерью Константина Мономаха Марией.
«Семейная дипломатия», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков занимала важное место в международной политике киевского князя. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа I Ингигерде, а его сестры были женами польского короля и византийского царевича. Сын Ярослава Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира I; Святослав – на внучке германского императора Генриха II. Историки даже называют Ярослава Мудрого «тестем Европы». Три его дочери вышли замуж за европейских королей. Таким образом, Древнерусское государство входило в клуб могущественнейших держав Европы. Но следует иметь в виду, что если Владимир Святославич и Ярослав Мудрый воплощали вершину Киевской Руси, то дети последнего – начало ее упадка.
Со смертью Ярослава наблюдаются первые признаки распада Киевской державы. В соответствии с «рядом» 1054 г. сын Ярослава, Изяслав, получил Киев, Новгород, а также Туров. Святослав владел Черниговом и землями на восток от него, а также Тмутараканью. Всеволоду достались Переяславская земля, земли по Волге, а также Ростов, Суздаль и Белоозеро. У остальных двух братьев были сравнительно небольшие владения: у Игоря – Волынь, у Вячеслава – Смоленск.
Сложился своеобразный «триумвират». Первое время братья действовали согласованно. Пока Ярославичам удавалось противостоять Степи, их власть казалась непоколебимой. В 1068 г. братья потерпели сокрушительное поражение от половцев на р. Альте и бежали. Киевляне посадили на киевский стол Всеслава Брячиславича. Полоцкий князь находился у власти 7 месяцев, причем младшие Ярославичи в это время признавали его верховенство.
В 1069 г. Изяслав вернул себе киевский стол. В 1072 г. старшие Ярославичи собрались в Вышгороде по случаю перенесения мощей Бориса и Глеба в недавно построенную церковь. Этот первый известный из летописи княжеский съезд вместе с предполагаемой канонизацией Бориса и Глеба, вероятно, должен был символизировать единение трех правителей Руси. На Вышгородском съезде была утверждена «Правда Ярославичей».
Однако триумвират дал трещину, что привело к открытой междоусобной борьбе между братьями и их наследниками. Центробежные тенденции еще более усилились во время княжения в Киеве Святополка Изяславича (1093-1113). Ситуация обострялась периодическими набегами половцев.
Итоги междоусобиц подводились на княжеских съездах, где происходило перераспределения земель и власти в соответствии с соотношением сил между князьями. В 1097 г. Любечский съезд князей ликвидировал наследие Ярослава. Фактически был зафиксирован факт раздела государства на наследственные владения князей. Последние попытки централизовать управление империей Рюриковичей были предприняты киевскими князьями Владимиром II Мономахом (1113-1125) Мстиславом Владимировичем (1125-1132).
Отношения Древнерусского государства с южными соседями были, по сути, взаимодействием двух разных миров с абсолютно разными хозяйственными укладами и контрастными природными условиями жизни. Ярослав в 1036 г. победоносно завершил драматический период русско-печенежских отношений. Лучшие пастбища печенегов в прикаспийских и причерноморских степях стали занимать другие тюркские кочевые племена, известные под названием торков (гузов), но их господство здесь было кратковременным. В середине X в. в степи Северного Причерноморья и Кавказа с востока двинулись кипчаки, получившие на Руси название половцев, а в Западной Европе - куманов. Первое столкновение Руси с ними произошло в 1061 г. Со временем половцы стали вовлекаться во внутренние свары Рюриковичей. Примерно в 70-х гг. XI в. русские князья, воспользовавшись враждой кочевнических племен, стали применять для охраны от половцев своих границ печенегов, торков и близких им берендеев. Одновременно русские князья пытались предупредить половецкие набеги дипломатическим путем. Не последнюю роль в укреплении мирных отношений играли династические браки. После смерти Владимира Мономаха осмелевшие половцы в 1126 г. появились на Переяславщине, но были разгромлены князем Ярополком Владимировичем. Вслед за этим в русско-половецких отношениях наступил довольно мирный период, длившийся более десятилетия.
До сих пор остаются предметом дискуссий обстоятельства крещения Руси. Наиболее распространенной и наиболее подкрепленной источниками является византийско-корсуньская версия. Владимир вторгся в имперские владения в Крыму, взял Корсунь и отсюда уже диктовал свои условия Константинополю. Ни о какой вассальной зависимости от Византии в этих условиях не могло быть и речи.
Официально Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств. Но православной церкви пришлось вести длительную борьбу с дохристианскими верованиями. При этом волхвы очень часто были инициаторами беспорядков.
Не следует искать в социальных конфликтах XI – начала XII в. классовую подоплеку, проявления антифеодальной борьбы. Они были следствием политических и религиозных противоречий в древнерусском обществе. Их катализатором являлись неурожаи, голод, княжеские междоусобицы и иноземные вторжения. Враждующие коалиции верхов общества зачастую умышленно втягивали в свои конфликты представителей социальных низов и направляли их разрушительную энергию в нужное для себя направление.
Уже при Ярославе Мудром наблюдаются и первые, едва заметные, предпосылки будущей политической раздробленности. Торжествует принцип родового старейшинства Рюриковичей при занятии княжеских столов, который согласуется и с определенной иерархией земель, входивших в Киевскую Русь.
Структурные преобразования в обществе порождали новые явления, выходящие за рамки обычно-правовых норм. Время Ярослава Мудрого отмечено появлением первого дошедшего до нас памятника письменного права - «Русской Правды». Владимир Мономах ввел устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения.
Конец X – начало XI в. отмечены распадом родоплеменных структур, началом кристаллизации новых общественных отношений, в основе которых лежали территориально-общинные связи. На смену родовому землевладению приходит владение больших семей и вервей (общин). Наблюдаются первые, едва заметные, признаки феодализации русского общества. Возможно, уже с конца X – начала XI в. возникают княжеские, а со второй половины XI в. – боярские вотчины. Делая упор на тенденцию развития общественных отношений, о Киевской Руси XI – начала XII в. можно уже говорить как о раннефеодальном государстве.
Определение этнической структуры Киевской Руси – проблема дискуссионная и сложная. В советской исторической литературе значительное место занимало довольно жесткое положение о существовании в Киевской Руси единой древнерусской народности, на основе которой в дальнейшем сформировались белорусская, русская и украинская народности.
Термин «народность» применительно к славянскому населению полиэтничной Киевской Руси в значительной степени является претенциозным. Чувство этнической общности славянства огромной империи Рюриковичей существовало в основном на уровне носителей элитарной культуры. Но даже в мировоззрении образованной части общества, вроде бы осознававшей единство Русской земли, продолжали существовать остатки племенной обособленности.