ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ 972–1019 гг.
План:
1. Первая междоусобная война.
2. Князь Владимир (Святой). Религиозная реформа, принятие христианства, борьба с печенегами.
3. Вторая междоусобная война.
972 – 980 гг. – это время первоймеждоусобной войны между сыновьями князя Святослава. Святослав оставил великим князем в Киеве своего старшего сына Ярополка, в древлянскую землю послал сына Олега, а в Новгород по просьбе послов города и Добрыни, дяди Владимира, послал сына рабыни Малуши – князя Владимира. (По одной из исторических версий Добрыня и Малуша – брат и сестра, могли быть детьми древлянского князя Мала. Добрыня был «придворником» в княжеском даме, а Малуша – «ключницей», т.е. рабыней у княгини Ольги. По другой версии – Святослав, Добрыня и Малуша – варяги, выходцы из Скандинавии)
Ярополк, мстя за смерть Люта, сына Свенельда, убивает Олега и наступает на Новгород, Владимир бежит в Швецию и вскоре возвращается с наемной варяжской дружиной для борьбы с Ярополком за киевский престол. Вначале он подчинил себе Полоцкое княжество, где правил дружественный Ярополку князь Рогволод. Полоцк был взят приступом, Рогволод и два его сына убиты, а Рогнеда стала женой Владимира. После этого Владимир двинул свои войска на Киев. Воевода Ярополка именем Блуд изменил князю, и тот покорился Владимиру.
Владимир обещал Ярополку почетное положение при своем дворе и земельные пожалования. Но, видимо, по инициативе воеводы Блуда, вскоре Ярополк был убит двумя варягами, когда он прибыл на переговоры с Владимиром.
С 980 г. по 1015 г. Владимир был великим киевским князе. Как только он начал править в Киеве, то «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Самаргла и Макоши. И приносили им жертвы, называя богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей...» Это была попытка князя Владимира сделать языческую веру государственной религией. Однако время было совсем другим, и Владимир, несмотря на все сложности эпохи и свои сомнения провел религиознуюреформу.
1) Основным событием княжения Владимира I, безусловно, является принятие христианства в качестве государственной религии. Каковы причины принятия Христианства? Они следующие:
А) несовместимость между единым государством и многочисленными языческими богами из различных племен. Единому государству должна была соответствовать и единая для всей страны религия,
Б) государство вступало в непримиримое противоречие с языческими порядками, обычаями и традициями. Без устранения языческих представлений единое государство не могло существовать и развиваться,
В) языческая вера была препятствием на пути международных связей Киевской Руси, особенно с христианскими странами Европы, которые не хотели заключать династические браки с язычниками-князьями, политические соглашения и торговать с ними.
«Повесть временных лет» рассказывает о прибытии в Киев миссионеров от различных религий: «болгар магометанской веры», «иноземцев из Рима», хазар-иудеев и «грека-философа». Особенно убедительной, по летописи, была речь греческого проповедника из Византии, который показал князю и прокомментировал изображение Страшного Суда. Однако Владимир сказал: «Подожду еще немного». Вскоре, по совету бояр и «старцев городских» он посылает «десять мужей добрых и опытных» в разные страны для изучения религий «для испытания веры». Итогом изучения вер явилось признание христианской веры Византийской империи. Однако Владимир все еще медлил с принятием новой религии.
Однако вскоре конкретные политические события подтолкнули его к принятию христианства. В 987 году византийский полководец Варда Фока поднял мятеж против императоров Василия и Константина. Императоры обратились за помощью к князю Владимиру, а тот потребовал от них отдать ему в жены их сестру Анну. А братья потребовали от Владимира креститься до бракосочетания. Владимир согласился, помог императорам разгромить Варду Фоку, но креститься не стал. Медлили и братья. Тогда Владимир осадил в 989 году византийский город Корсунь (около города Севастополя). Из-под Корсуня он послал представителей к императорам и, несмотря на нежелание Анны, они отправили Анну к Владимиру. Корсунь был взят. Здесь и состоялась их свадьба. Затем князь с женой и войском вернулся в Киев и приказал кумиров, стоящих за теремным двором, посечь и сжечь. Перуна привязали к конскому хвосту, проволокли к Днепру, по дороге двенадцать человек били его палками, и сбросили в реку. По Киеву были посланы глашатаи, которые приказали всем горожанам от мала до велика наутро принять крещение. После крещения началось строительство церквей, особенно на тех местах, где раньше стояли языческие идолы и были языческие святилища. В Киеве была построена и церковь св. Василия (в честь Владимира I, принявшего христианское имя – Василий).
Однако христианство в Киевской Руси утверждалось еще вплоть до ХII века.
2)Князь Владимир ходил в походы против радимичей, ятвягов, вятичей, на Волынь, где выбил поляков из Червенских городов – Перемышля и Червена. Здесь он основал город Владимир (современный Владимир-Волынский). Ходил походом на болгар (неизвестно каких, волжских или дунайских). Особенно много места «Повесть временных лет» и другие летописи уделяют борьбе князя Владимира с печенегами, которая шла с переменным успехом. Для защиты южных границ он приказал строить города-заставы по рекам Суле, Стугне, Трубежу, Десне,... сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». «И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и победил их». Набеги печенегов следовали один за другим. Так, князь Владимир в 993 году отбил нападение печенегов: «Стал Владимир на одной стороне (река Трубеж), а печенеги на другой. И не смели они на сю сторону!..» Князь «возвратился в Киев с победою». Но в 996 году – новое сражение с печенегами. «Владимир с малою дружиною вышел против них и сразился с ними. И не мог он выстоять против них, дружина побежала и едва укрылась от противника (в городе Васильеве). Он был почти настигнут печенегами, но спрятался под мост, под которым и отсиделся, оглушаемый топотом вражеских коней». Постоянные нападения печенегов привели к тому, что земледельцы были вынуждены уйти из опасных южных земель на север, в места, укрытые лесом от нападений. Но Владимиру удалось сдержать натиск печенегов. Для этого им были построены десятки пограничных крепостей и создана дозорная служба. Немецкий миссионер-архиепископ Бруно, который был направлен к печенегам для проповеди христианской веры, писал германскому императору Генриху II: «Мы направили путь к жесточайшим из всех язычников, печенегам. Князь руссов, имеющий обширные владения и большие богатства, удерживал меня месяц, стараясь убедить, чтоб я не шел к такому дикому народу... Не могли убедить меня: он пошел провожать меня до границ, которые он оградил от кочевников самым крупным частоколом (или завалами) на очень большое пространство». Борьба с печенегами продолжалась у Владимира 1 до конца его дней. В 1015 году, когда он тяжело заболел, печенеги большими силами вторглись в Киевскую Русь. Владимир послал против них своего сына Бориса. Однако кочевники уклонились от сражения, и ушли за пределы киевского государства.
Правление Владимира I, святого, нашло очень положительный отклик в летописях и у специалистов-историков. Так, например, по «Повести временных лет» Владимир имел широкую душу, любил слова книжные и Евангелие. Сам он грамоты не знал. «Он велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, брать кушанье, питье и деньги из казны. Он сказал: «Дряхлые и больные не могут доходить до моего двора» – и велел сделать телеги, куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощи и возить по городу, спрашивая: «Где больные и нищие, которые не могут ходить?» Таким и раздавали».
Важнейшей политической задачей Владимира было укрепление незыблемого единства государства. Во все княжества он поставил наместниками своих сыновей (их было 12). Он определял, где какому сыну княжить и сколько дани платить. Однако в конце жизни у него испортились отношения с сыном Ярославом, который был вначале князем в Ростове, а затем в Новгороде. Ярослав отказался платить отцу дань, так как посчитал сумму слишком большой. Владимир приказал готовиться в поход на Новгород, однако вскоре великий князь умер (15.07.1015).
После смерти князя Владимира с 1015 по 1019 год в государстве проходила вторая междоусобнаявойна между его сыновьями. Инициатором этой войны по «Повести временных лет» стал, видимо, старший сын Святополк, прозванный Окаянным (по библейской притче о Каине и Авеле). Он, по летописи, убивает Бориса, ростовского князя, Глеба, муромского князя, Святослава, древлянского князя. (Борис и Глеб – первые славянские святые). Следующим, по летописи, должен был стать Ярослав, который уже решил бежать в Швецию, к родственникам своей жены Ингигерды (Ирины). Однако новгородцы удержали его. И с их помощью и при поддержке варягов он начинает войну со Святополком. В битве под Любечем Ярослав разбил Святополка, и тот бежал в Польшу, к своему тестю, королю Болеславу Храброму. Из Польши Святополк при поддержке Болеслава выбил князя Ярослава из Киева. В дальнейшем война шла с переменным успехом. Впоследствии союзниками Святополка становятся печенеги, которые вторгаются на Русь, пока в 1019 году в решающей битве на реке Альте Святополк и печенеги потерпели полное и окончательное поражение. Святополк, по одной версии, умер от ран, по другой – погиб от рук варяга Эймунда, который принес его голову Ярославу, по третьей – бежал в Польшу или к печенегам. А князь Ярослав вошел в Киев и с 1019 года стал великим киевским князем. Правил он 35 лет – до 1054 года.