ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ 882-945 гг.
План:
1. Русь «во время княжения Олега ».
2. Правление князя Игоря (старого).
Князь Олег (Вещий), родственник и опекун Игоря, правил с 879 по 912 гг. Он объединил Север и Юг и создал единое славянское государство, которое вначале представляло собой узкую полосу на пути «из варяг в греки». В 882 году Олег решил овладеть Киевом и во главе варягов, кривичей, ильменских словен, чуди, мери и веси двинулся в поход. По пути движения он захватил города Смоленск и Любеч и оставил там своих наместников. Подплыв на кораблях к Киеву, Олег оставил часть воинов, а сам решил овладеть городом хитростью. Под видом купцов он с частью воинов подплыл к городу и отправил послов к Аскольду и Диру. Послы пришли в город безоружными и сказали: «Мы купцы и идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда Аскольд и Дир вышли ладьям, из них выскочили вооруженные воины, а Олег обратился к киевским правителям: «Не князья вы и не княжеского рода! А я княжеского рода!» И, показав на маленького Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика!»
Аскольд и Дир были убиты и похоронены в Киеве. Олег стал править в Киеве, который он провозгласил столицей своего государства. 882 год принято считать годом образования государства с центром в городе Киеве. Объединение Северного и Южного союзов славянских племен состоялось.
По своей форме возникшее государство было раннефеодальной монархией (до середины ХI в.). Раннефеодальным оно называется потому, что его главной задачей было укрепление феодальных отношений, так как основная масса крестьян была свободной, процесс деления общества еще не завершился, аппарат власти только создавался (вече – князь, ополчение – дружина, народный суд – суд князя или дружинников).
В годы своего правления князь Олег:
1) освободил от власти Хазарского кагана и подчинил Киеву ряд восточнославянских племен. Олегу подчинились поляне, древляне, радимичи, северяне, кривичи, словене ильменские и ряд финно-угорских племен севера. «Повесть временных лет» описывает эти события так: «Начал Олег воевать с древлянами, и победил их и стал брать дань по черной кунице с дыма (со двора). Идет Олег на северян, и победил северян, и возложил на них дань легкую...». «Послал к радимичам спросить: «Кому дань даете?» Они сказали: «Хазарам». И сказал Олег: «Не давайте хазарам, а давайте мне». Однако подчинение ряда племен было не окончательным, так как впоследствии, по летописным известиям, преемникам Олега приходилось вновь подчинять те же племена. Это можно объяснить тем, что подчинение было только на время княжения того или иного князя. И только в конце Х в. сопротивление ряда племен было окончательно подавлено.
2) организовал защиту рубежей государства от внешних врагов. Для обороны от кочевников Олег «начал города ставить» и раздавать земли «мужам» (приближенным) своим.
3) совершил поход в 907 году на Византийскую империю, на город Царьград (Константинополь) с целью обеспечения выгодных условий для торговли с Византией.
В 907 году князь Олег пошел в поход на Константинополь. Игорь, видимо был мал, остался в Киеве. Для этого похода Олег собрал варягов, а также северные и южные племена славян: древлян, полян, кривичей, радимичей, тиверцев, словен новгородских, чудь, мерю, дулебов. Он плыл на 2 000 судов, на каждом из которых было по 40 воинов, а конница двигалась берегом. Город не сумел оказать сопротивление войску Олега. Воины опустошили пригороды города, забрали значительные богатства и пленных, а затем, согласно «Повести временных лет», Олег приказал воинам сделать колеса, поставить на них ладьи и при попутном ветре, развернув паруса, ладьи двинулись к стенам города. Это, видимо, было сделано для защиты воинов от стрел. Греки запросили мира. Военные действия были остановлены. В Константинополь для переговоров с императорами Львом и Александром (они правили совместно) было послано посольство из пяти человек: Карл, Фарлоф, Рулав, Вельмуд, Стемид. Был заключен мир, который был записан на двух языках: греческом и славянском. Сохранился только греческий вариант. По этому мирному соглашению:
1) Греки выплатили дань по 12 гривен (гривна – слиток серебра весом около 200 г) на корабль, а не на каждого воина или на «уключину» (весло), как просил Олег.
2) Славянские и варяжские купцы освобождались от уплаты «мыта», то есть торговых пошлин.
3) Империя выплачивала «уклады» (дань) на города: Киев, Чернигов, Полоцк, Переяславль, Любеч, Ростов и на «прочая города», где сидели князья, подчиненные Олегу, «Великая скувь».
4) Славянские послы получали посольское содержание, а купцы «месячину», то есть помесячное содержание в виде хлеба, мяса, рыбы, овощей, фруктов, вина, в течение 6 месяцев. Они располагались недалеко от города, в монастыре св. Мамы. Их переписывали греки и лишь после этого платили им «месячину». Они (послы и купцы) должны проходить в город через определенные им ворота в сопровождении греческого чиновника, без оружия, в количестве не более 5-10 человек.
5) На обратную дорогу послам и купцам давали еду и корабельные снасти – паруса, якоря и так далее («сколько им будет нужно»).
6) Послам и купцам предоставлялось право мыться в византийских банях (термах). Этим правом могли пользоваться только жители города. Византийцы целовали крест в знак верности данному соглашению, а Олег и его дружинники поклялись своим оружием и богами – Перуном и Велесом. В знак победы Олег прибил свой щит на воротах города.
По требованию Олега были сшиты паруса для кораблей из шелка (для варягов) и полотна (для славян).
Мирное соглашение, заключенное князем Олегом в 790 году с таким могущественным государством средневековья, как Византия, позволило ему расширить свое влияние и укрепить власть.
Через четыре года, в 911году, в Византию отправляется новое посольство из 15 человек. Послы представили себя императору не только как посланцы одного князя: «Мы от рода русского. Посланы от Олега, великого князя русского и от всех, кто подвластен ему – светлых и великих князей и великих бояр». В итоге переговоров было заключено соглашение, дававшее еще большие привилегии послам и купцам.
Князь Олег умер в 912году. Летопись в легендарной форме повествует о его смерти от укуса змеи. Это предание о гибели князя из-за верного друга, боевого коня, легло в основу стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Место захоронения Олега, по одним сведениям, находится в Киеве. «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, что зовется Щековицей». По другим сведениям он похоронен в Ладоге – «И есть могила его в Ладоге», а по третьим источникам следует, что князь погиб где-то за морем.
После смерти князя Олега стал править сын Рюрика, Игорь (Старый)(912-945 гг.)
1) Началом его правления стала война с древлянами, которые, воспользовавшись смертью Олега, хотели отложиться от Киева и «затворились» от Игоря в укрепленных городах. Игорь разгромил древлян и «возложил на них дань больше прежней».
2) Воевал он и с появившимися на границах кочевниками – печенегами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 915году печенеги были замечены впервые на границах, сражения с ними не было. В 920 году произошло первое вооруженное столкновение с ними. Печенеги были отброшены в степь.
3) Князь Игорь совершил два похода на Византию (в 941 году и в 944 году). В 941 году он повел по Днепру и Черному морю эскадру кораблей количеством в 10 000. Варяги и славяне опустошили побережье империи. Империя срочно мобилизовала войска и в жестокой сухопутной битве греки победили.
4) В Киевской Руси князь с дружиной объезжал подвластные ему земли и осуществлял сбор дани (полюдье), размер которой не был определен. Это была плата князю и его дружине за защиту от внешних врагов и за выполнение ими полицейских функций. Полюдье иногда превращалось в грабительскую операцию, против чего выступали крестьяне и горожане, как это произошло в 945году на древлянской земле.
Сбор дани с древлян был поручен Игорем воеводе и боярину Свенельду. В 945году Свенельд с дружиной собрал у древлян богатую дань, чем, видимо, вызвал зависть у дружинников Игоря. «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, – жаловались они Игорю, – а мы наги! Пойдем, князь, с нами за данью, и ты добудешь и мы!» Поддавшись настойчивым уговорам своей дружины, Игорь отправился в древлянские земли за новой данью. У князя древлян Мала, вероятно, не было сил для борьбы с Игорем, поэтому он выплатил еще одну дань. Караван с данью отправился в Киев, а Игорь решил с небольшим отрядом, (историки говорят о 6 воинах) вернуться в древлянский город Искоростень и потребовать еще дани. Древляне увидели, что Игорь опять идет в их землю, и поняли зачем. Они закрыли ворота Искоростеня и сказали следующее: «Как повадится волк за овцой, то утащит все стадо, если не убьют его, так и у нас, если не убьем его, то всех нас погубит».
Однако решили выслать к Игорю послов, чтобы уговорить его удовлетвориться уже собранной данью и уйти в Киев. «Зачем идешь опять? – спросили послы. – Собрал ведь уже всю дань». Но Игорь потребовал открыть ворота города. Тогда горожане вооружились, вышли из города, окружили Игоря и его дружинников и перебили их.
Схватив князя Игоря , древляне подвергли его мучительной казни. Они привязали его к двум согнутым деревьям, а затем отпустили их (об этом свидетельствует византийский автор Лев Дьякон в своей книге «История»).