Индивидуальный (личный) план экскурсовода
Индивидуальные планы работы составляют все экскурсоводы: принятые в бюро на постоянную работу, приглашенные для проведения отдельных экскурсий, а также принятые на временную работу, скажем, на летний туристский сезон.
Строится индивидуальный план в соответствии с задачами, стоящими перед данным туристско-экскурсионным предприятием. При составлении плана экскурсовод учитывает основные направления работы туристско-экскурсионного предприятия, например экскурсионное обслуживание детей, молодежи, пенсионеров, иностранцев.
Составлению индивидуальных планов предшествуют беседы руководителя методической секции с каждым экскурсоводом. При этом выясняются пожелания экскурсовода участвовать в тех или иных мероприятиях, уточняется степень подготовленности к выполнению поручения. Особенно важно это, когда речь идет о начинающих экскурсоводах.
Руководитель секции дает экскурсоводам советы, какие именно мероприятия целесообразно включить в индивидуальный план, в какие сроки их возможно выполнить, на чью помощь можно при этом рассчитывать, какими материалами рекомендуется воспользоваться.
В индивидуальный план включаются следующие разделы:
«Общая и специальная подготовка». Предусматривается расширение культурного кругозора. Например, в плане делается запись с указанием конкретной даты — посетить музей или выставку, прослушать лекции по архитектуре или природоведению и т. д. в зависимости от специализации экскурсовода, составить конспекты по источникам, подготовить текст лекции, научного доклада или реферата, обработать новые фактические материалы для дополнения экскурсии.
«Методическая подготовка». Предусматривается изучение экскурсоводом методики проведения экскурсии, овладение методическими приемами. Здесь перечисляются мероприятия по совершенствованию профессионального мастерства экскурсовода: посещение научных докладов, семинарских занятий, методических совещаний, экскурсий более опытных и квалифицированных товарищей с целью изучения их опыта. В этот раздел включаются такие конкретные задания: составление методической разработки варианта новой экскурсии, изучение опыта использования методических приемов в экскурсиях других экскурсоводов, подбор наглядных материалов для «портфеля экскурсовода», составление списков литературы, участие в оформлении книжно-иллюстративных выставок, тематических папок и альбомов, консультации для слушателей курсов и начинающих экскурсоводов.
«Работа по созданию новых и совершенствованию действующих тем». В соответствии с поручением руководителя секции планируется подбор фактических материалов, изучение экскурсионного маршрута, составление части контрольного текста (подтема, основной вопрос подтемы), участие в объезде (обходе) маршрута, составление карточки (паспорта) объекта, посещение архивов, музеев, библиотек с целью изучения материалов. В плане находят отражение такие обязанности экскурсовода, как освоение отдельных действующих в экскурсионном учреждении тем и участие в доработке темы. В этот раздел включается также участие в работе над новой экскурсией, доработка конкретной подтемы или внесение дополнения в текст загородной экскурсии, изучение материалов.
Приступая к работе в туристско-экскурсионном предприятии, экскурсовод имеет одну-две подготовленные темы. Экскурсовод, работающий пять лет, обычно проводит экскурсии по четырем-пяти темам. Основой для его работы являются знания по конкретной специальности — историка, литератора, искусствоведа. В дальнейшем экскурсовод в ходе самостоятельной работы расширяет свою «личную» тематику, в основном используя имеющиеся знания, создавая, например, варианты экскурсий на те же темы для различных категорий экскурсантов (детей, студентов, тружеников села, слушателей системы политического просвещения). Желание некоторых экскурсоводов иметь в своем активе 15-20 тем по различным отраслям знаний, особенно если они далеки от их специализации, не должно поощряться, так как это может привести к низкому качеству экскурсий.
«Участие в подготовке новых экскурсоводов, в повышении их деловой квалификации». Предусматривается чтение лекций на курсах по подготовке новых экскурсоводов, повышению их квалификации, проведение семинарских и практических занятий, консультаций, оказание помощи будущим экскурсоводам в подборе материалов и составлении индивидуального текста. В этом разделе планируется также оказание помощи экскурсоводам в освоении новых экскурсионных тем, помощи работникам экскурсионного учреждения в освоении профессии экскурсовода.
«Участие в контроле за качеством проведения экскурсий». Планируется участие экскурсовода в контроле, который осуществляет туристско-экскурсионное предприятие за проведением экскурсий. Указываются темы предполагаемых прослушиваний в течение года. Экскурсоводы вносят в этот раздел и другие мероприятия: лекции, семинарские и практические занятия на курсах, занятиях других секций, которые они намечают посетить.
«Участие в работе по рекламе экскурсий». Предусматривается разработка текстов рекламных изданий: буклетов, афиш, листовок, а также выступлений на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях, по радио, телевидению, подготовка статей для опубликования в газетах и журналах.
«Участие в общественной работе». Перечисляются поручения, которые экскурсовод выполняет, являясь членом какой-либо общественной организации, методической секции. Раскрывается содержание работы, которую следует провести (например, подготовка материалов для методического кабинета и т. д.).
Конкретность индивидуального плана находит отражение в четких формулировках, тщательно продуманных экскурсоводом сроках исполнения намеченного.