Возможности культурно-исторического принципа в изучении понятий конфликта и мира

 

Деятельность человека по осмыслению и организации окружающего его мира, создающая особое человеческое пространство жизнедеятельности, которое можно назвать культурой, происходит в самых различных направлениях. К феноменам культуры относятся не только искусство, наука, религия или философия, хотя именно в них человек осознанно формулирует основные принципы своего мировоззрения и выражает их наглядно. К ним относятся и социально-экономическое устройство общества, системы законов, регулирующие его жизнь, политические отношения, связывающие людей между собой, а также все их повседневное поведение. Все эти формы деятельности не могут находиться в разрыве друг с другом. Они находятся в состоянии взаимоопределения. Изучив их специфику, мы можем выявить общие схемы действия во всех этих сферах, причем эти схемы будут меняться со временем. Новые формы экономических и политических отношений будут так или иначе связаны с новыми формами искусства, религии, науки, с новыми формами осмысления их в философских системах и т.д. Таким образом мы можем говорить о существовании мировоззренческих парадигм, определяющих культурную деятельность человека. На основе этих парадигм выделяются различные культуры, такие как, скажем, античная, средневековая, новоевропейская, китайская, индийская и т.п. Различные мировоззренческие основания составляют их глубинную сущность, бытийную основу их существования, их «онтологический» уровень. Изучив и поняв ее мы можем видеть различия, сходства и взаимосвязи между отдельными их проявлениями. Из этих оснований проистекает и характер возникающих в этих культурах или между этими культурами конфликтов и столкновений. Из этих же оснований следует и наличествующее у людей, представляющих ту или иную культуру, понимание того, что есть конфликт, что есть мир, каково соотношение между ними, что из них важнее. Изучая структуру мировоззрения, выраженную наиболее последовательным и четко артикулированным образом в философских текстах той или иной эпохи, мы можем выяснить, какими были и являются ее представления о значимости конфликтной напряженности, о ценности мирного существования, которые включаются ими в идею о сущностной структуре мира.

Так, к примеру, античная мысль о гармонии как напряжении противоположных начал противостоит китайской мысли о связи порядка в мире с отсутствием какого-либо напряжения, о недеянии и безмятежной природе вещей. В то же время античное представление о статичности истины и ее смысловой фиксированности противостоит китайскому представлению об истине как о пути, о текучем потоке вещей. Эти глубинные представления ведут к различным формам организации культурной жизни, несводимым друг к другу. При реальном столкновении между собой столь разномыслящие культуры не быстро нашли бы возможности для понимания друг друга. Даже если бы они смогли понять несходство мировоззренческих позиций, поскольку последние логически формулируются, мелкие бытовые противоречия, следующие из них, но неявным путем, мешали бы им договориться и вызывали бы резкие столкновения. Что часто и происходит в истории общения между разными народами, как и при общении с разными людьми. Следовательно установление связи онтологического уровня мировоззрения с феноменологическим проявлением его во всех сторонах человеческой жизни является для конфликтологической практике крайне важным.

Кроме того следует обратить внимание, что важно изучать не только сами различия культурных парадигм в синхроническом (одновременном) плане. Для понимания их действия необходимо прослеживать их основания, историю их становления, принципы перехода от одной парадигмы к другой (диахронический план исследования, производящий изучение процессов во времени). Потому что культуры не являются абсолютно самозамкнутыми и неизменными, но изменяются и влияют друг на друга. Эти изменения и влияния, ход которых хорошо демонстрирует история развития мысли, могут быть весьма неожиданными и иногда достаточно быстрыми. Они также должны учитываться, поскольку отражаются на характере взаимодействия между взаимовлияющими культурами.