Онтология и феноменология конфликта

 

Онтология – учение о бытии. Есть метафизическое понятие бытия: бытие мира как целого. Это понятие следует из главного вопроса греческой философии: «Что есть сущее?» Вопрос содержит в себе начало поиска оснований сущего. Структура вопроса разделяет сущее и бытие: что сущее есть? Бытие является основанием того, что любое сущее есть.

Таким образом онтология – это исследование оснований любого сущего.

Феноменология – учение о явлениях. Феномены – проявления глубинной сущности. Согласно Гегелю, сущность и существует только в явлениях: сущность является. Тем не менее мы можем в познавательной деятельности разделить онтологический и феноменологический план.

Что же такое онтология и феноменология конфликта?

Очевидно, что конфликты непрерывно происходят между людьми, постольку поскольку люди вообще способны мыслить различия друг с другом. Это конфликты интересов, конфликты воль, конфликты мнений. И на первый взгляд эти конфликты на протяжении всей истории человечества более-менее одинаковы. Всегда есть войны, интересы тех или иных государств, тех или иных кланов, есть экономические, политические, религиозные, мировоззренческие конфликты, есть также конфликты и ссоры между отдельными людьми, и даже внутриличностные конфликты. В целом с этой точки зрения история выглядит довольно однообразной. И возникает только вопрос: почему эти люди, имеющие в общем столь сходные интересы и конфликтующие по столь сходным мотивом, тем не менее проявляют себя в очень разных формах деятельности? Почему, при наличии этих сходств, меняются религиозные и философские взгляды, сменяются не только государства и цивилизации, но и принципы политического устройства общества, а также его экономического уклада? Почему возникают принципиально разные формы художественной деятельности и разные принципы искусства, а также разные научные картины мира, исключающие друг друга?

И если различные культурные парадигмы так разнятся между собой по своим принципам, можно ли все-таки утверждать, что конфликты между людьми происходят всегда на одних и тех же основаниях? Что ссора между двумя людьми из-за территории или из-за денег в древней Греции происходит на тех же основаниях, что и в средневековом Китае или в современном мире? Если между этими культурами столь разительное различие во всех фундаментальных сторонах жизни, то скорее всего и ссора эта будет проистекать в весьма разном контексте. А значит и условия для разрешения ее будут в высшей степени разными. Так или иначе, они должны учитывать мировоззренческие основания спорящих.

Таким образом, внешнее проявление конфликта можно отнести к области феноменологии, глубинные же его мировоззренческие основания – к области онтологии. И именно онтология может помочь в решении конфликтов, выявляя, что в них является ценностными ориентирами и что выступает как доминирующие факторы конфликтогенности.

Однако это значит что, чтобы выяснить основания происходящих конфликтов, необходимо установить фундаментальные характеристики различных парадигм мышления, соответствующие различным культурным формам, сменяющим друг друга в историческом процессе.