Введение

Дополнительная

Основная

1. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России. Курск: Изд-во КГТУ, 2008.

2. Грин Д.Дж. Возвращение в гражданское общество: Социальное обеспечение без участия государства. – М.: Новое издательство, 2009.

3. Доманов В.Г. Объем и содержание понятия «гражданское» в концепте «гражданского общества» // Философия права. – 2008. – № 5. – С. 75-79.

4. Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития: учебное пособие – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009.

5. Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 12-32.

1. Киященко Н.И. Культура гражданского общества // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 62-66.

2. Мартыненко В.В. Государство и гражданское общество – дихотомия или единство // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 17-28.

3. Соколов А.Н. Гражданское общество: проблемы формирования и развития / Под общ. ред. В.М. Бочарова. – Калининград, 2009.

4. Философия: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2008.

5. Чаленко Е.А. Гражданское общество в России: историко-правовой анализ // Философия права. – 2010. – № 2. – С. 47-51.


 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

 

Гражданское общество – сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольных ассоциаций и организаций, огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. Гражданское общество включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, а именно: экономические, социальные, семейные, духовные, нравственные, национальные, религиозные отношения и др.

Впервые термин "гражданское общество " был употреблен еще в XVI в. в комментарии к "Политике" Аристотеля, где гражданское общество противопоставлялось "политическому обществу", т.е. миру профессиональной политики. По традиции, берущей начало от К. Маркса, гражданское общество противопоставляется государству.

Концепция гражданского обществасформировалась в XVII- XVIII веках. Д. Локк, Ш.Л. Монтескье и ряд других философов пришли к выводу о том, что единую и абсолютную государственную власть целесообразно разделить на три независисые власти – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из "ветвей власти" должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать другие. И. Кант предложил установить первенство законодательной власти перед всеми другими властями. И. Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться.

«Правовое государство может существовать только там и тогда, где и когда существует гражданское общество». Идею разграничения гражданского общества и государства предложил Г.В.Ф. Гегель.

Общество, таким образом, – это гражданское общество плюс государство. То есть гражданское общество – это не государственная часть общества, которая основана на автономии индивидов. Государство и гражданское общество относительно самостоятельны. Причем, они – не некая застывшая конструкция, а характеристика реального развития, процессов, происходящих в обществе. Следует отметить, что в идее гражданского общества проявился европейский, западный подход к личности. Восточная же общественная мысль, как и практика политической жизни, не знает ценности правового равенства людей, независимо от их должности или гражданского образа жизни. Напомним, что в западной культуре в альтернативе "общество – человек" приоритет принадлежит человеку, в восточной – обществу и государству.

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма.

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря, с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Современные представления о гражданском обществе – результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость, и к чему я хотела бы сейчас обратиться, бросив беглый взгляд на историю данного понятия.

В рамках нашей лекции мы рассмотрим не только классические концепции, но и их предшественников в Античности и Средние века, а также современные представления о гражданском обществе.